Не надо праздновать!
Живя летом 1998 года во Флоренции, я
удивлялся умению тосканцев устраивать себе
праздники. В самом городе и его окрестностях
буквально через день проходили какие-нибудь весёлые
мероприятия: то митинг-концерт в честь газеты
"Unita", то день рождения горной деревни, то вечер
авторской песни в средневековом замке... Люди пели,
плясали, или слушали песни, непринуждённо
разговаривали друг с другом и, естественно, пили
вино и пиво. Однако я не замечал и намека на
агрессию с чьей-либо стороны. А в России на любом
веселье слышны отголоски Ходынки. У нас почти каждый
праздник со слезами на глазах. Я с ужасом жду
новогодних каникул. Нет, вы представьте, чем они
оборачиваются в Петербурге: светового дня почти нет
- не успеет рассвести, как подползают сумерки; на
улице морозно, либо промозгло; и в этой обстановке,
будто зомби, бродят мрачные люди с похмелья.
Я встречал Новый год во Франции, Грузии, Испании, Италии.
Веселятся везде. Но на следующий день жизнь возвращается в прежнее
русло. И лишь в России приход нового года - это событие невероятного
масштаба. Нигде его не встречают так исступлённо. Радоваться тому,
что один день сменяет другой - удел поэтов, либо идиотов. Но
почему-то испытывать радость от того, что один год сменяет другой, -
считается нормальным. Наоборот, за ненормального сочтут того, кто
отказывается впадать в экстаз из-за завершения обычного календарного
цикла. Все знают, что обычно на Новый год российские правительство и
монополисты делают населению подарок в виде повышения цен. Так, в
январе 2013 года РЖД повышает тарифы на проезд в плацкартных и общих
вагонах на 20%, а в купе - на 5%.
Грядёт повышение цен и на другие услуги, на множество товаров. Но
ни что не заставит нашего человека отказаться от празднования с
извечным "новым счастьем". Я боюсь заходить в магазины, особенно
гипермаркеты. В них царит ажиотаж! Люди закупаются - "затариваются",
- сметая с прилавков всё, включая залежалый товар. По телевидению,
радио только и говорят о новогодних распродажах, рождественских
скидках, магазины завлекают объявлениями о "специальных праздничных
ценах". Подобной информацией забита и сеть. И обыватель, реагируя на
импульс, выворачивает кошелёк и покупает, покупает, покупает.
Торгаши радостно потирают ладони. Пипл хавает - тратит заработанные
денежки на безделушки, залежалый товар, спиртное! Ведь скидки,
праздник! Мистический, символический, культурный, исторический
смыслы праздников утрачены. Спроси обывателя, чем хорош новогодний
праздник, он начнёт лепетать что-нибудь об атмосфере доброй детской
сказки с Дедушкой Морозом и Снегурочкой. Но это - в лучшем случае.
Большинство встречает Новый год, потому что так принято, чтобы
расслабиться, отвлечься от проблем. Скажи этим олухам, что 1 января
- это День обрезания Господня (именно на восьмой день после рождения
Иисус прошёл обряд обрезания), так они сочтут тебя мракобесом,
пособником депутата Виталия Милонова!
Новый год - только начало марафона. Потом следуют Рождество,
которое большинство отмечает, испытывая муки тяжкого похмелья, хотя
истинные православные христиане в эти дни держат строжайший пост,
Старый Новый год, недавно обретённый День влюблённых, День Защитника
отечества, Женский день. Только успевай доставать купюры и наливать
в стаканы.
Католический святой Валентин пытался вершить благие дела,
способствуя, в частности, созданию семей. Но его, бедного, общество
потребления превратило в покровителя "свободного секса": любите,
ребята, друг друга, только о презервативах не забывайте. Но главное
- подарки. На них не жалейте деньги. Чем дороже подарок - тем
сильнее любовь...
То, что 23 февраля - День Рабоче-Крестьянской Красной армии, той
армии, что защитила революцию, рабочее государство, победила белых и
интервентов - сейчас мало кого беспокоит. Это гендерный праздник,
когда дамы приглашают кавалеров, а кавалеры большей частью - рыбёшки
офисного планктона, которые никогда в жизни не надевали сапоги и не
держали оружия. На то, что 8 марта - День международной солидарности
трудящихся женщин, а не всех тех, кого мама родила без члена, - всем
наплевать тоже. Подарков ждут все, особенно те гёрлз, что ездят в
дорогих машинах и выглядят как ожившие Барби.
Праздники превращаются в дни потребительской истерии и легального
пьянства. Обыватель их ждёт с нетерпением. Ведь его жизнь скучна и
однообразна. Метро в час пик, офис, дом, диван, телевизор, семейная
трясина... И так изо дня в день, из года в год - извечный кайф, всё
одно и то же... А праздники вносят какое-то разнообразие в жизнь
обывателя. Люди, лишённые критического сознания, обычно даже не
знают, о чём разговаривать друг с другом. Их иногда выручают
поп-звезды, запуская в массовое сознание (пиара ради) слухи о своей
личной жизни. Но не будешь же постоянно обсуждать вопрос, с кем спит
Тимати, и на кого на этот раз набросился Филипп Киркоров в состоянии
аффекта. Зато после праздничного разгуляя всегда "есть что
вспомнить".
Ясно, что для потребительской системы чем больше праздников, тем
лучше. Известно, что цена любого потребительского товара на 70%, а
то и больше, состоит из расходов на его продвижение (рекламу и
маркетинг). Современная реклама разрабатывается профессиональными
манипуляторами сознания и оказывает на человека сильнейшее
гипнотическое воздействие. Один из самых важных признаков загнивания
современного капитализма - быстрый процесс превращения "общества
потребления" в "общество потребления рекламы". Обыватель попал в
подчинение манипуляторам его сознанием, утратил способность
критически мыслить и принимать самостоятельные решения, превратился
в зомби. Это горько сознавать, но это - правда. В праздничные дни
рекламные расходы окупаются ("отбиваются") с излишком. Ведь в
праздники товар даже не обязательно рекламировать - и так купят.
Надо лишь поддерживать истерию, постоянно поздравляя с
"наступающим", напоминая о необходимости сделать подарок, украсить
праздничный стол и прочее. Так что чем больше мы празднуем, тем
сильнее становится торгашеский, спекулянтский, ростовщический
капитализм.
В начале 90-х мой испанский друг прислал мне фанзин анархистов
Галисии. Мало того, что он был написан на галисийском диалекте, так
ещё и на молодёжном сленге. Я мало что понял. Но один текст мне
помог перевести мой друг-филолог. Автор текста призывал не
реагировать на праздники. "Прикинь, мужик, ты забиваешь на все эти
долбаные праздники и - чувствуешь себя свободным. Зачем тебе
покупать подарок жене? Сэкономь деньжата, купи томик Кропоткина и
просвещайся, а потом просвещай корешей".
|