Ленинград

РПК
Региональная Партия Коммунистов
(Российская партия коммунистов)

(Неофициальный сайт)



 

РПЦ - последний бастион Кремля

 

По мере усиления социально-экономического кризиса и вызванной им политической нестабильности кремлёвские чиновники и правительственные аппаратчики всё активнее размышляют над "нетрадиционными" сценариями сохранения своего господства. Речь идёт не столько о насильственном подавлении растущего народного недовольства - этот вариант действующая власть пока оставляет на самый крайний случай, - сколько о политтехнологических манипуляциях, позволяющих, сменив команду игроков и, возможно, правила политической игры, оставить в неприкосновенности процесс либерально-рыночных реформ и итоги приватизации.

Судя по последним событиям, в критической ситуации руководство страны не прочь использовать в своих интересах "православный фактор". В том числе и в предвыборных целях. Иерархи Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), похоже, не возражают. Так, на своём недавнем заседании Священный синод РПЦ МП разрешил священникам принимать участие в выборах, но только в тех случаях, когда необходимо "оппонировать партиям, которые намерены использовать власть для борьбы" с церковниками. "Если какая-то политическая сила говорит, что она ставит одной из целей своего существования противодействие Русской православной церкви и использует для реализации этой цели выборную власть - в этом случае, только после получения благословения Священного синода или Синода самоуправляемой церкви, конкретный человек именно с целью противостояния этой позиции может в исключительном случае становиться членом законодательного органа власти", - пояснил изменившийся подход к участию священников в политической жизни руководитель синодального информационного отдела РПЦ МП Владимир Легойда. Высокопоставленный церковный функционер при этом добавил, что речь также идёт и об исполнительных органах власти, но позиция РПЦ МП в отношении участия священнослужителей в политической жизни остаётся неизменной, и в постановлении, принятом Синодом, ещё раз подчёркивается недопустимость занятия священнослужителями каких-либо партийных должностей и постов - независимо от того, предполагают ли они работу на профессиональном уровне или членство в партии.

В 2011 году Архиерейский собор принял документ, в котором говорилось, что священнослужители могут участвовать в выборах в исключительных случаях и только при крайней церковной необходимости, однако порядок их выдвижения не был прописан. Отныне, согласно постановлению Синода, в случае необходимости баллотироваться на выборах иерарх, клирик, монашествующий или мирянин, который несёт послушание в общецерковных учреждениях, должен заранее подать прошение на имя Патриарха и Священного синода или же в Синод самоуправляемой церкви. В нём он должен обосновать необходимость баллотироваться в тот и иной законодательный или исполнительный орган. При этом он должен указать, какая именно политическая сила и каким образом планирует противодействовать церкви. Это прошение должно быть подано до начала предвыборной кампании. Также в постановлении говорится, что в случае, если священноначалие сочтёт недопустимой деятельность клирика на его посту, оно вправе отозвать своё благословение. В этом случае избранный клирик обязан оставить свою должность.

Несмотря на заявления руководящих церковных аппаратчиков о неучастии в партийной жизни, что, кстати, соответствует курсу покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), предшественника нынешнего главы РПЦ МП Кирилла (Гундяева), и закреплено в принятых Архиерейским собором в 2000 году "Основах социальной концепции Русской православной церкви", подготовленных тщанием и попечением тогдашнего предстоятеля, нетрудно догадаться, на чьей стороне идейные предпочтения и политические симпатии сегодняшнего церковного начальства. За примерами ходить далеко не надо. Так, 11 марта этого года в своей проповеди в Гефсиманском Черниговском скиту Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) заявил о том, что "в начале XX века российская интеллигенция была уязвлена мировоззренческими грехами того времени и не имела сил к сопротивлению, потому что утратила критерий, позволяющий отличить истину от лжи". "Многие метались, думая, что тем самым смогут достичь справедливости и для себя самих, и для всего народа. Легко поддаваясь искушениям, соблазнам - тому, что мы сегодня можем назвать пропагандой, эти люди духовно разоружались, порывали с прошлым, порывали с Церковью, предавались быстро меняющимся идеалам, которые привели страну к краху, к гибели, к разрушению святынь, к попранию чести и достоинства, к разрушению народной жизни, - рассуждал Гундяев. - И до сих пор трагедии века ХХ преследуют нас и в веке XXI... Есть только один путь, и, как говорят сегодня историки, анализируя трагические события начала ХХ века, если бы тогда произошло подлинное обращение людей к Богу, к Церкви, то не было бы страданий народа, не погибли бы десятки миллионов, не была бы страна отброшена на десятки лет назад. Жизнь была бы другой - и духовная, и материальная".

Как известно, история сослагательного наклонения не имеет, и на сословной монархии Романовых поставила крест революция, одновременно покончив не только с капиталистической эксплуатацией, помещичьим и церковным землевладением, голодом, нищетой и неграмотностью подавляющего большинства русского народа, нравами и привычками "тюрьмы народов" для остальной части подданных Российской Империи, но и с позорной практикой наличия в Уложении об уголовных наказаниях статьи о "богохульстве". Той самой позорной практикой, когда, по словам Владимира Ильича Ленина, который ещё в бытность молодым помощником присяжного поверенного защищал русских крестьян в судах от грозивших им 15 лет каторги за "возложение хулы на Славимого в Единосущной Троице Бога", "существовали и применялись средневековые, инквизиторские законы, преследовавшие за веру или неверие, насиловавшие совесть человека...", отменённые революцией.

Видимо, это обстоятельство и не даёт покоя иерархам РПЦ МП, заявляющим устами фактического заместителя патриарха, митрополита Волоколамского Илариона, что "революция была антицерковным актом". "Какими были первые декреты, первые заявления большевиков, когда они пришли к власти" - упражняется в риторике владыка. - Они были направлены против Церкви как народной совести... Когда власть открыто пошла против Церкви, она пошла и против народа. И она не могла иначе поступить, потому что безбожные лозунги, которые взяли большевики, неизбежно вели к тому, что власть стала антинародной и строила своё существование на насилии... Весь этот строй, вся эта система была совершенно не приспособлена для живого человека. И этого живого человека надо было сломать, растоптать для того, чтобы идеалы революции восторжествовали". Понятно, что виноваты в этом "наши интеллигенты", которые "уезжали в Париж, в Цюрих и оттуда учили наш народ, как ему лучше жить". Для владыки не секрет, что "Российская революция - сначала февральская, а потом октябрьская - готовилась за границей нашими русскими интеллигентами, которые жили за рубежом". "Вместо того чтобы прислушиваться к голосу Церкви, обратиться к истории нашей же страны, они основывали свои идеи на утопических теориях, которые потом пытались навязать нашему народу, наложить чуждую нам матрицу на нашу жизнь" - сетует он.

Такого рода идеологические конструкции, само собой разумеется, требуют от лиц, их декларирующих, и определения своей конкретной политической позиции в данный момент и при данных обстоятельствах. Со стороны руководителей РПЦ МП подобные заявления прозвучали со всей очевидностью. 8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре прошла встреча тогдашнего председателя правительства РФ и нынешнего президента страны Владимира Путина с руководителями традиционных религиозных общин России. Выступая с ответным словом, главноначальствующее лицо РПЦ МП напрямую поддержало кандидата на пост президента РФ, который на тот момент был ещё и "беспартийным председателем" "Единой России": "Я совершенно открыто должен сказать как Патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на пропагандистские акценты, о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы Вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что Вы трудитесь, как раб на галерах, - с той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у Вас очень высокая отдача".

Причём Патриарх дал чётко понять, какие факторы для руководителей РПЦ наиболее весомы и значимы, на интересы какой социальной группы, какого класса они ориентируются при принятии политических решений: "Я плохой экономист, но понимаю, что общий мировой контекст не был благоприятным для развития экономики, и, тем не менее, сегодня Россия - это богатая страна. Тот факт, что сегодня в Испании, когда это одна из процветающих стран, массово продаётся недвижимость испанцами и массово покупается россиянами, - очень хороший сигнал всему миру. Страна, которая бедная, которая в кризисе, не может позволить себе то, что сегодня не позволяют богатые страны". Поскольку Патриарх в своём выступлении сказал, что духовные лидеры пришли на встречу "в первую очередь с кандидатом на пост президента нашей страны, причём с кандидатом, который имеет, конечно, наибольшие шансы реализовать это кандидатство в реальную должность", то получается, что лидеры крупнейших религиозных объединений страны были задействованы в предвыборной кампании одного из кандидатов в президенты, а именно Владимира Путина. Вот, собственно, всё и становится на свои места"

В заключение напомним нашим читателям об одном историческом эпизоде. Сто лет тому назад, 15 ноября 1912 года, начала свои заседания IV Государственная Дума. Желая "сделать выборы", то есть получить управляемую и удобную Думу с большинством, "которое само ходатайствовало бы о превращении Думы из законодательной в законосовещательную", царское правительство активно манипулировало съездами избирателей с целью добиться избрания в депутаты максимального числа православных священников, обеспечив тем самым преобладание черносотенного большинства. "Тем не менее, - как отмечает известный советский историк Арон Аврех, - несмотря на то, что мобилизация духовенства носила поистине всероссийский характер, и священники голосовали по команде своего епархиального начальства, в IV Думу оказалось избранным ровно столько лиц духовного звания, сколько их было в III Думе". Намеченных 150 мест для православных священников из 442 депутатов не вышло. Как писал в те дни Владимир Ильич Ленин, "целью всей политики" было образование право-националистического большинства в Думе, и цель эта, как известно, не достигнута". Нет оснований полагать, что нынешняя власть окажется в этом деле успешнее своих предшественников.

 

22 ноября 2012 г.   Владимир Соловейчик
http://www.sensusnovus.ru/analytics/2012/11/22/15097.html

 

Mail to Webmaster Пишите!

regpk@narod.ru

Гостевая
книга




Хостинг от uCoz