Законодательным собранием СПб
одобрены 17 поправок к закону об образовании
Сегодня на пленарном заседании городского
парламента было принято постановление О поправках к
проекту федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации" - в одобренных поправках были
учтены предложения коммунистов.
Принятый проект постановления Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга "О поправках к проекту федерального закона "Об
образовании в Российской Федерации" направлен на совершенствование
положений проекта ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с
учетом положений Конституции Российской Федерации, Закона РФ "Об
образовании", ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании". Проект постановления был разработан с учетом мнения и
требований образовательного сообщества Санкт-Петербурга.
Одобренный городским парламентом пакет поправок был внесен
постоянной комиссией по образованию, культуре и науке, а сами
поправки подготовлены рабочей группой при постоянной комиссии, в
состав которой вошли депутаты из разных фракций с учетом мнения
профессионального сообщества. Самое активное участие в работе над
пакетом поправок приняли депутаты-коммунисты - заместитель
председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке,
руководитель фракции КПРФ В.Я. Дмитриев и председатель профильной
комиссии по высшей школе, заместитель руководителя фракции КПРФ А.В.
Воронцов.
Члены рабочей группы рассмотрели предложения, поступившие от
депутатов, коллективов вузов и учреждений начального и среднего
профессионального образования Санкт-Петербурга. По итогам работы
комиссия по образованию, культуре и науке одобрила 17 поправок,
подготовленных рабочей группой. Необходимо особо подчеркнуть, что в
принятом пакете поправок значимую роль играют поправки,
подготовленные под руководством депутата фракции КПРФ в
Государственной Думе ФС РФ О.Н. Смолина.
Кратко изложим суть одобренных городским парламентом поправок:
Предлагается вернуть субъектам РФ право быть учредителями вузов,
которые находятся на его территории (поправка N1). По действующему
закону "Об образовании" право быть учредителем вузов имеется даже у
органов местного самоуправления, в то время как у субъекта РФ такие
права отсутствуют.
Ряд поправок касается порядка разработки и содержания федеральных
государственных образовательных стандартов. Разработка
образовательных стандартов должна происходить с обязательным учетом
мнения профессионального сообщества - указанную норму предлагается
прописать в статье 12, касающейся стандартов образования (поправка
N2).
Также во избежание многих противоречий на уровне школьного
образования предлагается включить в стандарты перечень обязательных
предметов при освоении учащимися образовательных программ общего
образования. В проекте закона такой перечень отсутствует (поправка
N8).
С целью улучшения условий труда и одновременно повышения качества
школьного и дошкольного образования авторы поправок предлагают
ввести нормы, устанавливающие максимальную наполняемость классов и
групп в детских садах в 20 человек (поправка N9).
Поправками предусмотрено введение нормы, согласно которой
устраняется безальтернативность нормативного способа проведения
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, а также единого
государственного экзамена (поправки N13, 14). Как и многие педагоги,
авторы поправок считают недопустимым оценивать результаты освоения
основной общеобразовательной программы исключительно в тестоподобной
- механической форме. Особенно это касается гуманитарных предметов.
Особого внимания заслуживают предложения, касающиеся документов
об образовании (поправки N7, 15, 16). На эти моменты в проекте
закона также обратили внимание коллективы СПбГУ и Университета путей
сообщения. В проекте закона "Об образовании в Российской Федерации"
предлагается нововведение - по факту окончания срока обучения
аспирантуры присваивать квалификации "Исследователь" или
"Преподаватель высшей школы" и выдавать соответствующие дипломы.
Разработчикам поправок представляется спорной такая инициатива, в
том числе и сама возможность выдачи дипломов лицам, не прошедшим
защиту диссертации. С учетом мнения профессионального сообщества
предлагается оставить норму в том виде, как она представлена в
действующем законодательстве - на основании ст. 7 федерального
закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
дипломы кандидата наук и доктора наук выдаются по результатам защиты
соответствующей диссертации и определяются как документы о
послевузовском профессиональном образовании.
Квалификацию "Преподаватель высшей школы" логичнее, в
соответствии с действующим законодательством, считать дополнительной
квалификацией, полученной в результате освоения дополнительного (к
высшему) образования.
Последняя из актуальных и резонансных тем - это место начального
профессионального образования среди других уровней (ступеней)
профессионального образования (поправка N17). Разработчики поправок,
как и многие в профессиональном сообществе, выступают за сохранение
начального профессионального образования как самостоятельной ступени
профессионального образования.
|