О чувствах верующих с пристрастием
Законопроект об оскорблении религиозных убеждений
и чувств граждан не может быть принят в нынешнем
виде - необходимо расширить его рамки и установить
ответственность, в том числе за ущемления чувств
атеистов. К такому выводу пришли члены Общественной
палаты РФ, которые обсудили резонансную
парламентскую инициативу на заседании в четверг.
В то же время эксперты "Росбалта" высказываются по поводу проекта
такого закона еще более категорично.
Так, по мнению директора Института глобализации и социальных
движений (ИГСО) Бориса Кагарлицкого сама подобная постановка
вопроса, а уж тем более продвижение закона о защите чувств верующих,
для Русской православной церкви станет катастрофой. в
политико-культурном смысле.
Ставя задачу особой защиты верующих, РПЦ тем самым признает
религиозных людей "культурным меньшинством, претендующим на какие-то
особые привилегии, наряду, скажем, с гомосексуалистами", - говорит
Кагарлицкий. РПЦ, считает он, "таким образом, ставит себя в одну
категорию с ЛГБТ-движением или, например, с этнокультурными
меньшинствами, то есть, наравне с теми, от кого иерархи православной
церкви хотели бы максимально дистанцироваться, кому бы они хотели
максимально противопоставить себя и от кого бы они хотели
откреститься - в буквальном смысле этого слова".
Другая проблема состоит в том, что законопроект о защите чувств
верующих - "сугубо репрессивный, и, в силу этого, его
последовательное исполнение будет невозможно", - уверен Кагарлицкий.
"Сейчас все упирают на то, что по этому закону можно посадить
каждого. Но если можно посадить каждого, это значит, что нельзя
посадить никого", - утверждает эксперт. Этот законопроект "очень
большая ошибка РПЦ, уже сейчас видно, насколько они проиграли
имиджево, и с каждым следующим шагом в этом направлении это будет
бросаться в глаза еще больше", - отметил политолог.
Если закон о защите чувств верующих будет принят в размытых
формулировках, он вполне может стать инструментом гонений на
неверующих, а также поставит под вопрос всю атеистическую традицию в
философии и литературе. Такое мнение высказал "Росбалту" первый
заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег
Смолин.
Все зависит от того, в каком виде будет принят этот законопроект,
считает депутат. "Если речь идет об усилении наказания за какие-то
конкретные действия, это одна ситуация. Если же в нем окажутся
размытые формулировки, которые могут толковаться как угодно, то
боюсь, что в конкретных российских условиях мы получим гонения на
неверующих", - отметил Смолин.
По его словам, "под такой закон вполне может попасть ряд
произведений классической русской литературы и публицистики,
например, "Сказка о попе и работнике его Балде" Александра Пушкина,
поэма Александра Блока "Двенадцать", поэма Владимира Маяковского
"Облако в штанах".
Легко, по мнению Смолина, может подпасть под этот закон и
известное письмо Виссариона Белинского к Николаю Гоголю, в котором
Белинский утверждает, что в России много суеверий, но нет подлинной
веры, что русский мужик не испытывает особого пиетета перед богом,
поскольку "произносит имя божие, почесывая себе задницу", а об
иконах говорит: "годится - молиться, не годится - горшки покрывать".
Кроме того, Смолин согласен с тем, что если Россия является
светским государством, и права верующих и атеистов у нас равны, то
нужно защищать не только чувства верующих, но и чувства неверующих.
По словам Смолина, даже ныне существующая статья УК о разжигании
ненависти по религиозному признаку "может применяться очень
произвольно".
"Если принимать закон о защите чувств верующих, то только в
абсолютно четких формулировках", не позволяющих расширительного
толкования, считает депутат. "В противном случае, у меня такое
ощущение, что мы двигаемся сейчас даже не ко временам Петра I, а к
допетровской эпохе", - сказал он.
По мнению Смолина, "в своем недавнем постановлении о защите
чувств верующих Госдума заявила о том, что нам необходимо
религиозное просвещение, но вообще-то, просвещение, как правило,
было не религиозным, а часто антирелигиозным". Он напомнил, в связи
с этим, что "периоды просвещенного абсолютизма в России при Петре I
и Екатерине II как раз были связаны с политикой секуляризации, когда
у монастырей отбирали землю, а колокола переливали на пушки".
В свою очередь депутат Госдумы Дмитрий Гудков заявил
корреспонденту "Росбалта", что конфликты на религиозной почве
происходят сейчас в России по вине власти, судей и прокуроров,
"которые на ровном месте раскололи общество позорным делом "Pussy
Riot". "То, что происходит сегодня вокруг церкви, происходит
исключительно по вине власти. Церковь не должна вмешиваться в
политику, агитировать за тех или иных кандидатов, компрометировать
себя священниками, которые "рассекают" на дорогих автомобилях и бьют
женщин. Вот в чем проблема", - говорит депутат.
Закон о защите чувств верующих, отметил Гудков, "нанесет удар по
вере, по церкви и самому обществу, он приведет к тому, что тюрьмы
будут заполнены, а храмы пусты. Его нельзя принимать ни в коем
случае". Депутат напомнил, в этой связи, что ни он, ни его коллега
по "Справедливой России" Валерий Зубов не поддержали заявление
Госдумы о защите религиозных чувств граждан. "Власть манипулирует
святыми чувствами и пытается извлекать из этого для себя какие-то
дивиденды", - считает Гудков.
"Нужно бороться не с гражданами, которые, возможно, и совершают
иногда какие-то хулиганские поступки, а создавать независимую
судебную систему, проводить политические реформы, а не раскалывать
общество, как это делается сейчас", - убежден он.
|