Общество перепотребления: корзина,
набитая барахлом
Несмотря на глобальный экономический
кризис, общество перепотребления наступает
семимильными шагами. Потреблять более того, что
необходимо человеческой природе, становится не
просто пагубной зависимостью, а целью и смыслом
жизни. Потребительская корзина доверху набита
неоправданно дорогим барахлом, при этом зачастую те
или иные товары и услуги сами по себе человеку и
вовсе не нужны, а рассматриваются лишь как символ
причастности к некой общественной группе, как мерило
статуса и успеха. Общественные стереотипы вынуждают
потребителя бесконечно гнаться за "новыми
коллекциями", за "трендами сезона", покупать,
выбрасывать, снова покупать. Труд, вложенный в
производство товаров, совершенно обесценивается, при
этом нас пытаются убедить в том, что, например,
чашка обычного кофе за 250 рублей - это норма, а
капиталисты продолжают извлекать сверхприбыли из
воздуха... В какую яму заведут нас флагманы
перепотребления, и можем ли мы ещё переломить этот
уродливый вектор, что-то ему противопоставить?
"Мы стали более лучше одеваться"
Когда редактор попросил меня написать эту статью, я специально
взяла в метро гламурный журальчик. Последний раз я листала нечто
подобное полгода или год назад. Мало ли, вдруг с тех пор что-то
изменилось? Но никаких неожиданностей, разумеется, не было -
абсолютно ничего нового. Центральная тема номера: "Двенадцать вещей,
которые должна иметь каждая уважающая себя девушка в этом сезоне".
Фотографии этих самых жизненно необходимых вещей, цены... То же
самое было и в прошлом году. И в позапрошлом. Представляю, с какой
яростью обрушатся на меня так называемые модные критики или
фэшн-эксперты, которых нынче пруд пруди: "Вы с ума сошли! Не
разбираетесь, так лучше молчите!" Сопутствующий "Двенадцати хитам"
текст подробно объясняет, почему то, что носили в предыдущем сезоне,
в этом следует выбросить на помойку.
Журнальчик, конечно, можно тем же макаром выбросить в мусорное
ведро (что я и сделала), но ведь их, таких - тьма! Плюс
псевдореалити-шоу типа "Что не следует носить", которые идут сейчас
на каждом телеканале, ещё и не по одному разу в день. Плюс оголтелая
реклама... Со всех сторон, разве что не из утюга, нас
целенаправленно и методично обрабатывают, вбивают нам в головы, что
мы обязаны "быть в мейнстриме". И что выйти на улицу в плаще,
например, или в туфлях, купленных год назад, равнозначно признанию,
что ты - лох, неудачник и т. д. Ведущие модных передач лихо
расправляются с "устаревшим" гардеробом участников. "Фу! Мерзость!
Как вы вообще это надеваете?!" - морщит нос какой-нибудь очередной
стилист, держа вполне приличное пальто на вытянутых руках и
рассматривая его так, словно это дохлая крыса. Куртки, сарафаны,
сапоги картинно летят в преисподнюю (иногда ворох вещей в назидание
даже сжигают!), а пристыженные и готовые к тотальному обновлению
клиенты галопом бегут по бутикам.
Ладно, у меня психика крепкая. Но, увы, на очень и очень многих
эта обработка исподволь действует. Напичканные рекомендациями
авторитетных специалистов из телевизора, люди перетряхивают шкафы,
приходят в ужас: "Боже! Это же не модно! Васильев сказал!" - и
бросаются по магазинам. А если не хватает денег - обрастают жуткими
комплексами.
Двенадцать кругов, или Стыд и срам
Причём "тренды сезона" - это ведь не только одежда и обувь. Это и
сотовые телефоны, и телевизоры, и автомобили... На Западе, в той же
Америке, давно уже сложилась порочная "концентрическая" система,
согласно правилам которой человек, работая в компании определённого
уровня и занимая в ней определённую позицию, по умолчанию должен
"соответствовать": жить в таких-то кварталах, ездить на машине из
числа таких-то марок, отовариваться в таких-то магазинах. Когда
человека повышают по службе, он переходит в следующий "круг" - и
должен снимать более дорогую квартиру, ездить на более дорогой
машине, посещать более дорогой фитнес-клуб и т. д.
Но и помимо этого, даже оставаясь в прежнем "круге", чтобы
поддерживать свой статус успешности, человек обязан регулярно менять
автомобиль, технику и прочие внешние атрибуты. Если появилась модель
следующего поколения, пользоваться старой уже неприлично. При этом
предыдущая модель может быть вполне работоспособна, но ты всё равно
должен её заменить - иначе тебя не поймут! Нарушать эти правила
рискуют немногие. Это как раз изнанка пресловутой "буржуазной
свободы".
В западных странах давно уже создаются движения, сообщества,
участники которых ведут контрагитацию и пытаются разными способами
противостоять пагубным тенденциям перепотребления. А в России -
наоборот, все эти тенденции активно насаждаются. Причём, как обычно,
в ещё более искажённых, едва ли не карикатурных, по сравнению с
западными, формах. Кажется, стало общим местом говорить о социализме
и Советском Союзе как о системе тотальных запретов: всё
регламентировалось, на всё была своя инструкция, а если и не было -
люди всё равно ходили строем, боялись сделать шаг в сторону... Ну,
положим, от этого "проклятого наследия" мы избавились. А к чему
пришли? По-моему, стереотипов (воспринимаемых большинством как
директивы), запретов и табу мы имеем на порядок больше.
Вспоминается фраза из популярной в СССР книги Зои Воскресенской
"Пароль - Надежда", о детстве и юности Надежды Крупской (неплохая,
кстати, и отнюдь не глупая повесть для подростков, сколько бы грязи
сегодня ни выливали на тогдашнюю литературу о революционерах и
революции). Там соседки судачат о матери Надежды, которая не носила
серёжек: "Срам смотреть на эти голые уши!". Согласно нынешним
установкам, такого рода "срам" или "стыд" уготован нам буквально на
каждом шагу. Стыдно ездить на общественном транспорте. "На
остановке у торгового центра в салон влетает молодая женщина -
каблуки 15 см, несмотря на гололёд, красивая куртка с натуральным
мехом, - посетитель сайта "Задолбали" рисует сцену в городской
маршрутке. - И с ней чадо лет семи-восьми... Чадо оглядывается по
сторонам и выносит вердикт: "Мама, я не хочу на этом дерьме ехать,
тут одни бомжи!" Мамуля спокойным тоном отвечает: "Извини, зайчик,
но машинка сломалась, папа починит скоро"".
Стыдно не красить ногти. Стыдно не иметь айфона. Невозможно
сделать девушке предложение, не подарив ей кольцо с бриллиантом. Под
страхом смертной казни нельзя надеть на вечеринку платье, в котором
тебя уже видели на какой-то другой вечеринке... Ощущение уродливого
перевёртыша крепнет день ото дня.
Ремонту не подлежат
Установка на производство "короткоиграющих" товаров (начиная от
упаковки и заканчивая целыми зданиями утилитарного характера)
дополняет и усиливает общий нездоровый вектор. Притом что в ряде
европейских стран этот вектор пытаются развернуть: например, в
Австрии, в Финляндии, всё больше и больше хозяек отправляются в
магазин за продуктами со своей корзинкой или холщёвой торбой,
бережно собирают и сдают бутылки из-под кока-колы; кое-где вообще
переходят на "советскую" систему: за молоком или за йогуртом - со
своим бидончиком или стеклянной банкой. А в России тем временем
растут горы полиэтиленовых пакетов, пивных банок, пластиковых
коробок...
Дошло уже до того, что некоторые люди даже дома, если устраивают
какое-то празднество, пользуются одноразовой посудой. Удобно, мыть
не надо. Но тарелки и вилки - это полбеды (экологический аспект
проблемы - тема для отдельного материала). Цикл использования
электроники, бытовой техники сокращается до минимума. Почти сразу по
истечении гарантийного срока чайник или бритва или фотообъектив
ломаются, и оказывается, что ремонту они либо не подлежат, либо
починка обойдётся в такую сумму, что проще выбросить и купить новое.
Астрономических, если исходить из здравого смысла, денег, стоит
поставить набойки на туфли или поточить детали от кухонного
комбайна... В общем, результат, как правило, один: потребитель
достаёт кошелёк, утешая себя тем, что вполне пригодная ещё кофеварка
"всё равно надоела"; труд, энергия, мысль, вложенные в создание и
производство "одноразовой" вещи, совершенно обесцениваются, а
капиталист снова и снова получает прибыль. Давняя шутка про то, что
если в машине у американца заглох кондиционер, американец покупает
новую машину, уже не кажется такой смешной.
Хитрый план, хитрый план - всё со скидкой мне в карман
Притом что одежда, как нам внушают, покупается теперь максимум на
один сезон, средств для её стирки требуется не менее десятка разных
видов: для цветного белья, для белого, для чёрного, для
шерстяного... Отдельно - отбеливатель, пятновыводители,
ароматизаторы... Спрашивается: действительно ли необходимо всё это
иметь? Производитель, торговец, рекламщик ответят неумолимым: "Да!"
и подвергнут вас остракизму. Точно так же нам ну никак не выжить без
сотен различных косметических средств (дорожные несессеры для
косметики становятся уже размером с чемодан); без пятидесяти пар
обуви ("Для обуви нужна специально оборудованная кладовая", - вещают
эксперты по интерьеру)...
Последние полтора-два года, "чтобы сделать товары и услуги более
доступными", нас одолевают своими предложениями купонные сайты.
Достаточно поддаться и оставить на одном из них свой электронный
адрес, как тебе начинают приходить рассылки от ещё десятка
аналогичных фирм. На первый взгляд предложения заманчивые, например:
"Настоящая итальянская пицца со скидкой 55%!". Правда, чтобы
указанную скидку получить, нужно сделать единовременный заказ от
1500 рублей. И ещё за доставку заплатить 250. Но эта информация до
человека доходит, только когда он прочтёт все пункты условий акции
от начала до конца. А к тому времени он уже зашёл по ссылке на сайт
пиццерии, изучил меню, посмотрел фотографии, выбрал пиццу, у него
разыгрался зверский аппетит... Отказываться от задуманного жалко.
Голодный искатель скидок начинает звонить живущим по соседству
знакомым, подбивать их на ужин вскладчину... В итоге каждый участник
проекта вынужденно съедает чуть ли не по целой пицце (даже если
изначально претендовал на "часик"), а хозяева заведения внакладе не
остаются в любом случае. Не надо быть математиком, чтобы понять:
цена изначально завышается, а с помощью якобы фантастических скидок
вкупе с ограничением по минимальной сумме заказа искусственно
увеличиваются продажи.
Продавцы воздуха
Но хорошо ещё, что хоть кто-то что-то реальное делает, пусть даже
"итальянскую ватрушку". Миллионы, десятки миллионов людей абсолютно
ничего не производят, не созидают, а лишь бесконечно что-то
перебазируют, перепродают, перетаскивают с одного склада на другой.
"Логистика" и "менеджмент" - вот слоны, на которых держится сегодня
мир... Ну и "мерчендайзинг" - это когда перетаскивают товар с одной
полки в магазине на другую и обратно. "Я работала мерчендайзером
по супермаркетам. Пришёл твой товар? Приходишь в обозначенный день,
грузишь всё в тележку - и бегом в торговый зал - расставлять.
Расставляешь строго по планограмме, если повезёт. Не повезло? Тесни
конкурентов, запихивай их на дальние полки или втихомолку грузи в
свою тележку и отвози их продукцию на склад. Делать нечего - вчера
мерчендайзер конкурентов вылез на твои полочки, а своё куда-то
ставить нужно!" - делятся секретами профессиональной кухни
специалисты на сайте "Задолбали".
Каждый посредник кладёт себе в карман комиссионные. Цена товара,
естественно, разбухает, как на дрожжах. Почему, например, у нас
баснословно дорогие лекарства (хотя вроде бы конкуренция бешеная, по
три аптеки на каждом углу)? Всё потому же! И главное - покупаем же,
поощряя тем самым торговцев воздухом, и снова и снова замыкая этот
порочный круг...
Изо дня в день нам старательно вдалбливают в голову, что шлёпанцы
за три тысячи рублей или, скажем, чашка обычного кофе за 250 рублей
- это в порядке вещей, и что платить надо легко и непринуждённо.
Многие верят или считают, что нужно делать вид, что веришь, - иначе
как-то не комильфо. На риторический вопрос: "Почему так дорого?
Здесь что, золотая крошка подмешана?!" - продавцы и официанты с
присущей им смесью угодливости и хамства неизменно отвечают: "Куда
уж дешевле?" Недавно в Питер приезжали знакомые, бывшие наши
соотечественники, давно обосновавшиеся в Калифорнии. Вот уж где,
казалось бы, дороговизна! Так они были шокированы нашими ценами.
"Нет, мы, конечно, понимаем. Если что-то специально готовят... Может
быть, повар экстра-класса... Но то, что бутылка воды стоит 20
долларов - это непонятно!" - разводили руками гости на выходе из
кафе.
Сотни тысяч людей что-то сдают в аренду и субаренду: квартиры,
дома, офисы, гаражи. Ещё сотни тысяч оказывают посреднические услуги
тем, кто хочет что-то сдать или что-то арендовать. Армады
ростовщиков, от сомнительных контор с зазывалами у метро до крупных
солидных банков, всеми возможными способами пытаются навязать нам
"супервыгодные программы кредитования". Один из таких банков долгое
время изводил меня идиотскими рифмованными СМС-сообщениями: "Без
забот, без хлопот, возьми кредит под Новый год!", "За окном холода -
купи машину без труда!" Подобная ахинея, причём латиницей, приходила
по два раза в день. Потом начали ещё и звонить. Терпеливые
объяснения, что мне не нужны ни машина, ни квартира, ни их кредит,
не действовали. "Это вам только так кажется, что не нужен! А на
самом деле..." - жизнерадостно щебетала девушка на том конце
провода, очевидно, применяя ко мне методы НЛП.
Бум и швах
Как звучало (горько, но справедливо) с трибуны антибуржуазного
митинга в рамках петербургских оппозиционных акций 15 сентября,
страна из промышленной державы превратилась в царство ростовщиков,
торговцев и офисного планктона. Ну и потребителей, само собой. В
самом понятии "потребитель", "потребление", разумеется, нет ничего
дурного. Но когда стремление потреблять становится жизнеобразующим
принципом, подменяя собой и причину, и следствие, и суть, и
результат, - это тупик. Нравственный, идейный, экономический и т. д.
- как для отдельной личности, так и для общества в целом.
В социуме, как и в физическом мире, действуют законы сохранения:
если что-то излишне прибывает, то с неизбежностью становится
недостаточным нечто другое. Общество перепотребления - неустойчивая
социальная конструкция, она не оправдана ни экономически, ни
этически, ни психологически. Главной движущей силой в проведении
этой доктрины стали крупные международные корпорации, которые на
протяжении последней четверти века терпеливо и скрупулезно
взращивали в покупателях культ потребления, тратя на продвижение и
маркетинг своих товаров бюджеты, зачастую кратно превосходящие
расходы на их разработку и производство. Бурный рост и расширение
границ общества перепотребления пришлись на период взлёта так
называемой "новой экономики" в США - экономики, по преимуществу, не
производительной, не промышленной, не связанной с реальными
отраслями, а финансово-спекулятивной, биржевой, банковской (именно
той, по которой сильнее всего ударил текущий мировой экономический
кризис). При этом в "тучные годы" как раз создавалась база под
развитие массового потребительского бума. Общество перепотребления
де-факто явилось производной от отсутствия контроля (либо слабости
органов надзора) за финансовыми рынками. Неконтролируемый рост в
этом сегменте подогревал точно такие же процессы на рынках
недвижимости, luxury-товаров, элитных развлечений, дорогостоящих
видов спорта и т. д. Шальные деньги, не обеспеченные реальным ростом
производительности труда и реальным увеличением основных фондов в
экономике, привели к разогреву рынков и росту цен. Что, в свою
очередь, усилило паразитические настроения, характерные для
постиндустриальной экономики, базирующейся как раз на концепции
неограниченного потребительского спроса. Ведь перепотребление,
главным образом, обслуживается отраслями, ориентированными на
вторичные потребности и неуклонный рост доходов.
Однако рост не может продолжаться бесконечно. "Многие надеялись,
что подъём цен на недвижимость в Америке будет продолжаться вечно. В
основе лежали простые аргументы: денег у людей становится всё
больше, численность населения увеличивается, а земельных участков
всё меньше. Значит, цены на частное жильё должны расти. И именно
этот прогноз оказался в корне ошибочным", - констатировал Райнхард
Зельтен, лауреат Нобелевской премии по экономике.
Неустойчивость ипотеки в США повлекла за собой не только проблемы
сферы банковских ипотечных кредитов, но и ударила сперва по элитному
строительству, потом по строительной сфере как таковой. Затем - по
сопутствующим сферам (инфраструктуры, магазинов сегмента "премиум" и
пр.)... Как отметил миллиардер Питер Питерсон, "американская
мечта - это когда все уверены, что следующее поколение будет жить
лучше. Следующее поколение лучше жить не будет, потому что нынешнее
поколение проело жизнь двух поколений вперёд".
В эту же яму, с ускорением, катится и Россия. Объяснять всю
низменность, порочность, деструктивность, бессмысленность этой
"очередной фазы развития общества" (которая рискует стать конечной),
пожалуй, излишне. Люди мыслящие, не заражённые этой бациллой, сами
всё прекрасно понимают; зашоренным не объяснишь. Ну а те, кому это
выгодно, только плотнее сомкнут свои челюсти и кинутся наращивать
липкую паутину, в которой каждый день безнадёжно запутывается всё
больше и больше сограждан... Тем не менее, представители левых
радикальных организаций намерены бороться с монстром перепотребления,
противопоставляя ему, в том числе, концепцию антикапитализма нового
типа.
|