Школа ненависти для младших классов
Петербург и Ленинградская область
продемонстрировали качественное различие своей
школьной аудитории - 57% родителей школьников
Ленобласти выбрали православие в качестве
обязательного школьного предмета. В Петербурге таких
всего 9,7%.
Последние инновации в российском школьном образовании,
инициированные бывшим президентом РФ Дмитрием Медведевым, вылились в
обязательный курс под названием "Основы религиозных культур и
светской этики". С 1 сентября 2012 года все российские дети с 4-го
класса обязаны изучать этот предмет, разбитый на шесть модулей:
четыре модуля для четырех религиозных конфессий, один общий курс
мировых религий и модуль "Основы светской этики".
Как сообщила "Росбалту" глава комитета по образованию Жанна
Воробьева, петербургские родители уже определились с выбором: основы
светской этики будут изучать 52,61% детей; основы мировых
религиозных культур - 37,74%; основы православной культуры - 9,74%;
основы исламской культуры - 0,7%; основы иудейской культуры - 0,09%;
основы буддийской культуры - 0,02%.
При этом, по данным председателя Комитета общего и
профессионального образования Ленобласти Сергея Тарасова, в
Ленинградской области ситуация иная: 57% родителей выбрали "Основы
православной культуры", 32% - "Основы светской этики", 11% - "Основы
мировых религий".
Социологи пока отказываются объяснять этот феномен, объясняя свою
позицию недостатком достоверных данных. Ученые указывают на
результаты многочисленных опросов, согласно которым 63% россиян
заявляют, что религия не играет особой роли в их жизни, а 43%
россиян категорически возражают против религиозной пропаганды в
школах. Почему при этом в Ленинградской области почти 60% граждан
оказались так религиозны, что обязали своих детей изучать "Закон
божий", неясно. Еще больше удивляет полное отсутствие в Ленобласти
мусульман, иудеев и буддистов. Вообще складывается впечатление, что
либо Комитет общего и профессионального образования Ленобласти не
располагает достоверными данными, либо родители школьников в области
подвергались давлению со стороны местных чиновников и персонала РПЦ.
Примечательно, что даже курс "Основы светской этики", любезно
оставленный правительством страны для неверующих граждан, стал
поводом для множества скандалов.
Так, от подготовки учебника по заказу Минобрнауки отказывалось
несколько авторов, в том числе заведующий кафедрой этики
философского факультета Санкт-Петербургского государственного
университета Вадим Перов. Ученых не устраивала идея преподавания не
только религиозных воззрений, но и основ светской этики детям.
"Это не тот возраст, когда можно учить подобным вещам. Младшие
классы - это такое время, когда ребенка можно задавить религиозным
авторитетом. И светскую этику в этом возрасте преподавать нельзя", -
рассказал Вадим Перов. По его данным, научные исследования,
посвященные становлению морального сознания, свидетельствуют, что
изучение вопросов этики можно начинать с 14-15 лет. Раньше можно
только навязать авторитарную точку зрения, как правило, религиозную.
Итоговое содержание светского учебника, по которому будут учиться
дети атеистов, также вызывает вопросы. По мнению специалистов
Международной правозащитной группы (МПГ), модуль "этика" носит
скорее не светский, а гражданско-патриотический характер. Детям
объясняют, что источником нравственности является вера. Рассказывая
о добре и зле, о справедливости, честности, верности,
ответственности, целомудрии и других добродетелях, авторы то и дело
апеллируют к опыту традиционных религий. Единственное, о чем
говорится без ссылок на религиозные авторитеты, - это любовь к
отечеству. Иными словами, детям хотят рассказать не об отношениях
между людьми, а о любви между гражданами и государством, интересы
которого заведомо приоритетны. В итоге получилась еще одна религия -
только место бога в ней занимает отечество, в которое, согласно
классику, "можно только верить".
Любопытно, что сама идея по религиозному переформатированию
российского общества была связана с убежденностью инициаторов
эксперимента в том, что религиозные граждане намного более человечны
и моральны. Однако наука опровергает эти домыслы. В трех
экспериментах, поставленных социологами из Калифорнийского
университета в Беркли, было установлено, что чем менее религиозен
человек, тем больше его щедрость и бескорыстные поступки по
отношению к другим диктуются чувством сострадания. И наоборот: чем
более он набожен, тем меньше они продиктованы сочувствием. Статья с
описанием экспериментов была принята к публикации в июльском номере
Social Psychological and Personality Science и доступна онлайн.
Таким образом, главный аргумент инициаторов религиозного
преподавания в России, о том, что это нововведение поможет бороться
с бездуховностью и аморальностью в обществе, оказался ложным. При
этом весьма вероятными выглядят прогнозы социологов о том, что
религиозное разделение в школах России приведет к невиданному росту
напряженности в школьных классах, вызовет резкий всплеск насилия и
ксенофобии.
Так это или нет, мы не просто увидим в ближайшее время - наши
дети испытают все последствия на себе. И если социологи окажутся
правы, будет очень логичным спросить за это со всех инициаторов
эксперимента поименно. И не на Страшном суде, а хотя бы в
Конституционном.
|