Когда неймётся церковникам,
чиновникам и конформистам?
По мере усиления недовольства граждан
России существующими порядками и роста протестных
настроений нынешняя власть и её идеологическая
обслуга делают всё возможное, чтобы переключить
внимание общества на иные, далекие от критики
сложившегося сегодня положения вещей, проблемы.
Именно в данном контексте, мне кажется, и стоит
рассматривать очередную инициативу по проверке на
"экстремизм" сочинений Владимира Ильича Ленина.
24 августа стало известно, что главный научный сотрудник
Института российской истории РАН и академик РАЕН Владимир Лавров
обратился к председателю Следственного комитета РФ Александру
Бастрыкину с просьбой провести экспертизу работ Ленина на наличие в
них экстремистских утверждений. Г-н Лавров оказался отнюдь не
первым, кто выступил с подобной инициативой. Ещё весной аналогичное
требование раздалось из уст весьма высокопоставленного функционера
Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП).
Председатель Синодального отдела РПЦ МП по взаимодействию церкви и
общества протоиерей Всеволод Чаплин в минувшем апреле уже призывал
проверить работы Ленина и других лидеров большевиков на наличие в
них экстремизма. В интервью газете "ВЗГЛЯД" г-н Чаплин пояснил
тогда, что они-де "оправдывали уничтожение невинных людей по
классовому признаку" и "отдавали соответствующие указания,
оправдывали террор и призывали к нему". По мнению должностного лица
РПЦ МП, произведения Ленина и его соратников должны стать только
достоянием историков, использовать их работы в школьном образовании
- "противоречить принципу этого образования". Откровения протоиерея
практически ничем не отличны от стандартной логики либеральных
антикоммунистов: "Нацизм и большевизм - немного разные явления. Но,
с моей точки зрения, большевизм хуже, потому что даже нацисты
стеснялись в публичных выступлениях открыто призывать к убийству
людей по национальному признаку, хотя и делали это. А здесь имеет
место неприкрытая пропаганда уничтожения, и пока общество не даст ей
оценку, а все политические группы, включая левые, не осудят такие
действия, мы не сможем нормально строить будущее страны". Оставим в
стороне интерпретацию "расовой теории" гитлеровцев на совести г-на
Чаплина, видимо, не вполне знакомого с источниками, включая
образчики нацистской пропаганды и печатные материалы верно служивших
Гитлеру власовцев и немалого числа "предателей в рясах", изменивших
своему народу и собственной стране. Но сам факт того, что сигналом к
очередной атаке на идеологию социального освобождения послужили
слова аппаратчика РПЦ МП, отметим.
Обратимся теперь к тезисам г-на Лаврова. "Краеугольным камнем
ленинизма... является возбуждение социальной розни и пропаганда
неполноценности людей по признаку их социальной принадлежности.
Ленинизм есть идеология допустимости использования крайних мер для
получения желаемого эффекта". Оказывается, Ленин проповедовал
"социальный расизм и геноцид", что привело к преступлениям, "не
имеющим срока давности". Согласно трактовке г-на Лаврова, основатель
большевистской партии и Советского государства, оказывается, не
только публично оправдывал теракты, но и руководил конкретной
террористической деятельностью. Он-де "создал страшные концлагеря и
проводил политику красного террора, т.е. государственного
терроризма". Складывается впечатление, что "устами Лаврова заговорил
Чаплин", не правда ли? Показательно, что в тот же самый день, то
есть 24 августа, прямую поддержку "историческим изысканиям" г-на
Лаврова оказал ещё один коллега протоиерея Чаплина. Председатель
Синодального отдела РПЦ МП по взаимодействию с вооружёнными силами и
правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов счёл
возможным предположить, что проведение предлагаемой "естественным
академиком" проверки "могло бы стать ступенью к развенчанию образа
вождя, по-прежнему положительного в глазах некоторой части
общества". Тут же г-н Смирнов вполне откровенно признался, что для
него лично Ленин "ещё больший злодей, чем Гитлер, так как Гитлер к
своему народу относился гораздо лучше".
Трогательное единство взглядов г.г. Лаврова, Смирнова и Чаплина
навело меня на мысль поискать в мировой паутине, чем же знаменит наш
"видный российский историк". Результаты, признаюсь откровенно,
впечатляют. Доктор исторических наук и руководитель Центра истории
религии и Церкви Института российской истории РАН Владимир
Михайлович Лавров родился 24 мая 1957 года в Москве. По окончании
исторического факультета Московского государственного
педагогического института им. В.И. Ленина работал в 1979-1982 годах
младшим научным сотрудником в секторе произведений Ленина Института
марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Затем три года учился в аспирантуре
Института истории СССР АН СССР (ныне Института российской истории
РАН), а с начала перестройки по настоящее время Лавров работает в
ИРИ РАН. Именно там новоявленный борец с "экстремизмом" в 1987 году
по теме защитил кандидатскую диссертацию "Источники по истории
Чрезвычайного и Второго Всероссийских съездов Советов крестьянских
депутатов (ноябрь-декабрь 1917 г.)", а одиннадцать лет спустя -
докторскую диссертацию "Крестьянский парламент" России
(Всероссийские съезды Советов крестьянских депутатов в 1917-1918
гг.)". Смею предположить, что защитить в советские времена
диссертацию по истории Октябрьской революции и делать успешную
карьеру в сфере общественных наук можно было, как правило, активно
используя марксистский инструментарий анализа
общественно-политических процессов, пусть и сугубо формально.
Однако с момента вступления в свои права второго издания русского
капитализма необходимость в подобного рода маскировке отпала. Как
и.о. директора ИРИ РАН Лавров подписал 31 марта 2006 года
официальную экспертизу ИРИ РАН о необходимости возвратить
исторический облик Красной площади, сложившийся к концу ХIХ века, то
есть без Мавзолея Ленина и некрополя у Кремлевской стены. Ещё до
того, в декабре 2004 года, г-н Лавров по поручению председателя
Государственной Думы (а им был на тот момент "единоросс" Борис
Грызлов) сделал доклад "Преступления коммунистического режима в
СССР" на парижских слушаниях о преступлениях тоталитарных режимов в
ПАСЕ. По его исторической экспертизе указом премьер-министра
возвращено первоначальное название острову Колчак в Карском море.
Борец с "экстремистом" Лениным организовал подготовку учебников для
школы "История религий" и "История христианства", был заведующим
кафедрой русской и зарубежной истории в Российском православном
институте святого Иоанна Богослова, преподавал в Православном
Свято-Тихоновском гуманитарном университете, а в настоящее время
является профессором Николо-Угрешской православной духовной
семинарии. Так что тесные связи заявителя с иерархами РПЦ МП налицо.
Да и академиком РАЕН г-н Лавров стал по отделению "Сословные и
национальные традиции", добавив звучный, но невысоко котируемый в
научных кругах "академический" титул к званию "советника
предводителя Российского Дворянского Собрания". И уж совсем не
удивляет то обстоятельство, что поклонник кровавого палача Сибири
оказался членом пресловутой рабочей группы по исторической памяти
Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам
человека. И, таким образом, одним из авторов общенациональной
государственно-общественной программы увековечении памяти жертв
тоталитарного режима и о национальном примирении", о которой мы уже
писали.
Очевидно, что должностным лицам РПЦ МП, похоже, стоящим за спиной
"советника предводителя", неймётся. В свете недавних скандалов
вокруг образа жизни и бытового поведения их руководителя патриарха
Кирилла (Гундяева) и его многочисленных подчинённых им позарез нужна
массовая кампания против идеологического врага. Так удобнее
перевести внимание общества от своих прегрешений, своей поддержки
действующей буржуазной власти, своего сговора с власть и деньги
имущими. Выгодно это по вполне понятным политическим причинам и
Кремлю. В этой игре "правдолюбец" Лавров - всего лишь орудие. Что же
касается подоплеки его заявления, то трудно не согласиться с
оценками депутата Государственной Думы Валерия Рашкина: "Это
болезнь. Она лечится, но в определенных местах. У нас уже была
инквизиция, когда книги сжигали на кострах. Эту инициативу я
объясняю тем, что РПЦ просто подвержена эпидемии, которую я называю
"Власть сказала, а мы подхватили". Церковь всегда поддерживала
власть предержащих. Сегодня это класс олигархии, капитала и
чиновников. И они поддерживают этот класс. И сейчас власть сказала -
они и поддержали... Таким образом, мы легко вернёмся в период
инквизиции и сжиганию на кострах всех произведений, которые не
разрешены церковью или религией... Если власть молчит в ответ на
такого рода высказывания, я считаю, она стимулирует их".
|