Минэкономразвития: цена кризиса - 46
рублей за доллар
Министерство разработало сценарий кризиса
при падении цен на нефть до $60 за баррель. Главное
отличие от катастрофы 2009 года - более масштабная
девальвация, которая спасет бюджет и позволит
государству потратиться на смягчение последствий
спада
Основой антикризисной программы правительства должен стать
специальный вариант бюджета на случай резкого падения цен на нефть
(он должен быть готов к концу августа).
Поскольку доходы от продажи нефти составляют сейчас половину всех
доходов бюджета, считалось, что кризисное планирование выльется в
тяжелую и безрадостную резню расходов. Однако Минэкономразвития,
которому была поручена вся предварительная работа, разработало
сценарий, при котором бюджет будет тратить даже больше, чем при
высоких ценах на нефть (копия документа имеется в распоряжении "Финмаркета").
И это, по замыслу министра Андрея Белоусова, должно сгладить
последствия кризиса для экономики.
Оплатить операцию придется населению, которому придется минимум
год прожить с курсом 46 рублей за доллар и инфляцией почти в 12%,
подсчитало министерство.
Два сценария кризиса
Наряду с базовым "умеренно-оптимистичным" сценарием (он заложен в
проект "обычного", не антикризисного бюджета), Минэкономразвития
разработало два сценария разной степени пессимистичности. О том,
какой из трех вариантов более реалистичен, сейчас остается только
спорить.
"Оптимистичный вариант" предполагает, что Европа каким-то
чудесным образом избежит углубления рецессии и разрастания кризиса.
для этого членам Еврозоны нужно пройти между Сциллой и Харибдой -
ювелирно снизить дефициты бюджета, чтобы это, с одной стороны,
позволило снизить цену заимствований, а с другой, не подорвало
окончательно экономический рост
причем все страны должны действовать согласовано вне зависимости
от их совершенно разных экономических интересов и политических
проблем.
тогда мировая экономика будет расти бодрыми темпами (4% в год), а
цена на нефть останется на уровне $100 за баррель.
Согласно сценарию "мягкого кризиса" (в документе
Минэкономразвития он именуется "вариант А"):
- остановить разрастание долгового кризиса не удастся. То та,
то другая страна, охваченная рецессией, будет испытывать
трудности с выплатой долга. Попытки бюджетной консолидации
(снижения дефицита бюджета) будут загонять страны еще глубже в
рецессию. Пострадает не только юг Европы, но и развитые
экономики центра и севера.
- однако европейским лидерам удастся договориться о плане
спасения. За дело возьмется Европейский ЦБ и антикризисные
фонды, которые в режиме пожарной команды будут тушить очаги
кризиса, спасая банки, снижая остроту долговых проблем и
поддерживая спрос.
- некоторые экономики продолжат расти и станут точками опоры
для бедствующего континента, что предотвратит перерастание
кризиса в неконтролируемый процесс.
- закончится все стагнацией экономики ЕС (слабый рост в
0,3-0,7% после 2014 года). Сильно пострадают от падения спроса и
недостатка банковского фондирования страны СНГ и Восточной
Европы. БРИК и США также замедлятся, а цена на нефть на
некоторое время упадет до $75-80, но затем вновь начнет расти.
темпы роста российской экономики в 2013 году могут замедлиться
до 0,5-1,2%, а затем выйдет на траекторию 3-3,7% в год.
- курс доллара в 2013 году (временно) подскочит до 37 рублей,
инфляция (не надолго) вырастет до 8,6%, темпы роста доходов
населения снизятся в реальном выражении до 1%.
Наконец, разработан сценарий А2, в общих чертах повторяющий
показатели глобального кризиса 2008-2009 годов. По нему:
- бедствующие страны ЕС не могут восстановить
платежеспособность, несмотря на снижение дефицитов бюджетов, а
европейские лидеры - договориться о спасении евро.
- стоимость гособлигаций падает, что вызывает острый кризис
банковской системы - главного держателя этих облигаций. Кризис
распространяется на весь ЕС. ЕЦБ и антикризисные фонды не могут
действовать из-за разногласий политиков. В результате после
долгих и безуспешны переговоров, богатые страны Европы
предпочитают договориться о новом монетарном союзе без участия
"слабых", нежели жертвовать своими интересами ради их спасения.
Администрация США не вмешивается и наблюдает за падением Европы
со стороны.
- потери банков США, БРИК и Японии также велики. Мировая
экономика растет всего 1,2%, экономика ЕС падает на 2,8% и долго
не может восстановиться, в США также начинается рецессия.
- происходит резкое падение цен на нефть. Это связано не
только с падением спроса со стороны США, Китая, Индии и Европы,
но и с действиями инвесторов на рынке производных нефтяных
бумаг. Главные среди них - Morgan Stanley и Goldman Sachs,
потеряв деньги в Европе, начнут выводить инвестиции и из
нефтяных бумаг, что вызовет обвал цен на сырье.
- цены падают ниже $60 за баррель в первой половине 2013 года.
Среднегодовая цена в этом году - точно такая же, какая была в
2009 году - $60.
Россию немедленно накрывает давно ожидаемая (и на сей раз настоящая)
вторая волна кризиса. Экспортная выручка выводится из страны, не
задерживаясь. В 2013 году доходы от экспорта падают на 31% (в 2009
году было 36%). Начинается лавинообразная девальвация. Экономика
падает также сильно, как европейская.
"Катастрофический вариант", при котором США сами себя загоняют в
глубокую (4%) рецессию (в случае, если республиканцы и демократы не
смогут договориться о преодолении "фискального клиффа" -
запланированного на 2013 год резкого снижения расходов бюджета)
Минэкономразвития не рассматривало из-за "низкой вероятности".
Главное отличие сценария А2 от кризиса 2009 года - спад экономики
будет не таким глубоким, инвестиции, хотя и снизятся, но не
прекратятся вовсе.
Причина - балансирующий механизм в виде гибкого курса рубля и
готовность государства (по крайней мере в лице Минэкономразвития)
этот механизм применить на полную мощность.
Девальвация, по подсчетам министерства, в этом случае будет
намного глубже, чем в 2009 году, когда ЦБ и правительства боролись
за крепкий рубль до последнего, потратив $200 млрд.
На сей раз, по мнению министерства, ЦБ будет сторонним
наблюдателем роста доллара (15-16% в реальном выражении против 5,6%
в 2009 году) и займется минимизацией последствий повышения инфляции
(почти 12%). Доллар будет стоить 46 рублей.
- Безработица вырастет меньше, чем в 2009-ом, а вот реальные
доходы населения упадут (в 2009 году наблюдался их слабый, но
рост).
- Как и 4 года назад, в 2013-ом вырастет склонность к
сбережениям (причем граждане из-за девальвации будут
предпочитать долларовые активы, что усилит отток капитала).
- Потребительская активность, а вместе с ней и торговля,
напротив, упадут.
- Отток капитала ($80 млрд за год) и снижение экспорта не
приведут к тому, что в стране впервые за долгие годы станет
отрицательным текущий счет - после девальвации импорт просто
рухнет, что обеспечит сохранение торгового профицита.
Восстановление не займет 3 года, как в прошлый раз - уже через год,
как только начнут расти цены на нефть (из-за снижения добычи
странами ОПЕК), основные параметры "полета" будут в норме. Рост уже
в 2014 году может составить 2-2,9%.
Проблема только в том, что граждане и бизнес дорого заплатят за
кризис - доходы в 2015 году будут ниже на 17 процентных пунктов, чем
были бы в случае отсутствия кризиса, что, как пишет
Минэкономразвития, вызовет "нежелательные социальные последствия".
Но, если положение граждан, вынужденных платить "инфляционный и
девальвационный налоги", ухудшится, то положение бюджета, напротив
улучшится. А потому министерство предлагает использовать бюджет для
смягчения последствий кризиса.
Бюджетный маневр в условиях турбулентности
Доходы бюджета из-за снижения цен на нефть упадут в обоих
сценариях кризиса.
- Снижение на $1 цены на нефть означает для российского
бюджета потери в 70-75 млрд руб (по оценке Минэкономразвития)
- Следовательно, по "варианту А" (падение цен на нефть до $80
за баррель) казна должна потерять около 1,4 трлн руб, а по
"варианту А2" ($60 за баррель) - почти 3 трлн руб. Однако из-за
девальвации и высокой инфляции рублевые потери окажутся
значительно ниже.
- При "мягком кризисе" бюджет потеряет 150 - 300 млрд рублей,
при "жестком" - 1,1 - 1,2 трлн рублей.
- Возникший дефицит бюджета будет покрыт за счет резервов, как
и в 2009 году. "Вариант А2" за год уменьшит их, как минимум, на
четверть: сейчас там примерно 4,6 трлн рублей, а останется около
3 трлн.
- Но Минэкономразвития считает, что бюджет в кризис может
потратить и больше, чем запланировано на случай, если этого
кризиса не будет.
- В 2009 году антикризисная программа обошлась правительству в
1 трлн рублей, сейчас она будет намного дороже.
- Только индексация пенсий, пособий и зарплат бюджетников,
исходя из инфляции на уровне 11% в год, потребует около 1,5 трлн
рублей. Вслед за зарплатами бюджетников вырастут и зарплаты в
других отраслях. Это простимулирует спрос и торговлю.
- Увеличение госинвестиций будет стоить еще столько же.
Госинвестиции смогут частично возместить потери от уменьшения
инвестиционной активности бизнеса и снижения кредитования.
Подробнее см.
ИА
"Интерфакс"
|