С мечтой о наморднике
Дискуссия о желательности введения фактической
цензуры в Рунете набирает обороты. Вослед за ныне
исполняющим обязанности президента РФ, на днях
высказавшимся за "закрепление пределов
ответственности" сетевых изданий, о необходимости
ужесточения заговорила и самая верная союзница г-на
Медведева.
Русская православная церковь (РПЦ) в лице своих должностных лиц
последние пару лет оперативно и в полном объеме поддерживала новации
Дмитрия Анатольевича. Что не случайно: весьма близкие, эмоционально
окрашенные и доверительные личные отношения Патриарха Московского и
Всея Руси Кирилла (Гундяева) и президента РФ уже давно не являются
секретом для внимательного глаза стороннего наблюдателя политических
новостей.
Вот и сейчас стоило только молодому другу Предстоятеля
высказаться на животрепещущую тему, как председатель cинодального
информационного отдела РПЦ Владимир Легойда заявил, что за
публикации комментариев пользователей Сети к статьям на сайтах
должны нести ответственность сами издания. Г-н Легойда был, как и
положено вольнонаемному специалисту духовного ведомства, даже более
категоричен, нежели иные штатные священники: "Надо убирать с сайтов
уважаемых СМИ похабщину, клевету, экстремистские высказывания,
сеющие раздор и рознь. Та невыносимая легкость комментариев, которая
характерна для большинства интернет-дискуссий, действует
разрушительно и ведет к ненормативному общению и оскорблениям".
Разумеется, мнение г-на Легойды " не первое в череде длительных
попыток иерархов РПЦ "навести порядок" во Всемирной паутине. Однако,
любопытно, что очередная атака клерикалов на свободу высказываний и
мнений совпала по времени с публикацией итогов опроса
Интернет-пользователей, проведенного на сайте ИА РОСБАЛТ. Согласно
им, "решительно не собираются голосовать на ближайших парламентских
выборах 23% респондентов. А предпочтения остальных 77% разделились
следующим образом: за "Единую Россию" готовы проголосовать всего 5%
участников исследования, за ЛДПР - 11%, за "Справедливую Россию" -
6%, за "Яблоко" - 5%, за остальные зарегистрированные партии (то
есть "Правое дело" и "Патриоты России") - также 5%. Наибольшее же
количество голосов было отдано КПРФ - 41%". Было опрошено около 10
тысяч человек, при этом данная "аудитория достаточно универсальна и
включает представителей всех основных социальных и возрастных групп
россиян (с единственным исключением - наличием выхода в Интернет)".
Очевидно, что проведение таких опросов и обнародование их
результатов, особенно в "году больших выборов", явно не на руку
нынешней власти. Получается, что наиболее образованная и наиболее
продвинутая аудитория отдает явное предпочтение левым идеям. Пусть и
рассматривает при этом пока политику коммунистов не столько как путь
революционного изменения общественного уклада, сколько как наиболее
последовательную противоположность концепции "консервативной
модернизации", столь любимой и чиновниками всех рангов, и ЕдРом, и
многими из священноначалия РПЦ. Оппозиционные настроения,
марксистский анализ, пропаганда классовой борьбы в Сети пугают
власть и деньги имущих, а руководство РПЦ лишь тонко ухватывает их
настроения и излагает их страхи и их мечту накинуть "намордник" на
оппозицию на своем языке. Ведь религиозные мораль и нравственность
предполагают отказ от борьбы за свои права и свободы и осуждение
социальной революции как таковой. Поэтому для церковников борьба с
"сеянием раздора и розни" в "глобальной сети, которая затягивает
людей в пучину грехов" не может не выливаться в откровенно
контрреволюционную и антикоммунистическую пропаганду. Не имея
видимых успехов в открытой идейной полемике на просторах Сети,
мракобесы, как частенько бывало в истории, апеллируют к квартальным
и околоточным, сочетая описанный еще Салтыковым-Щедриным
коммерческий принцип "распивочно и на вынос" с принципом
охранительным - "хватать и не пущать"...
Агрессивное навязывание гражданам социальной пассивности,
невежества и иррационализма давно стало официальной политикой
буржуазной власти и верно обслуживающих ее интересы церковных
верхов. Впрочем, помимо общеклассовых, сугубо политических интересов
руководство РПЦ решает попутно и собственные чисто ведомственные
задачи. "Церковь в современном мире - такая же фабрика грез, как
шоу-бизнес, - замечает левый публицист Иван Овсянников. - Подобно
всякой другой корпорации, она стремится утвердить свою монополию на
рынке духовных услуг, опираясь при этом на традицию как важнейшее
конкурентное преимущество. Впрочем, сама "традиция" является в
значительной степени выдуманной. Идеологическая гегемония РПЦ была
серьезно подорвана еще до революции, обрекшей церковь на
маргинальное существование".
Не имея ни сил, ни способности выиграть в честной конкурентной
борьбе идей, "вечно вчерашние" надеются исключительно на силу
полицейского циркуляра. Только вряд ли поможет. Как учит история,
прогресс не остановить. И не зря Бомарше вложил в уста своего
любимого героя пророческие слова: "Все решает ум один. Повелитель
сверхмогучий обращается во прах. А Вольтер живет в веках". Слова и
дела Дени Дидро и Вольтера, Салтыкова-Щедрина и Ульянова-Ленина
вызывают интерес и симпатию и поныне. А кому, кроме, быть может,
г-на Легойды, интересны их гонители? Ибо, как говорил классик, "уму
подвластно всё". И никакой "намордник", никакой запрет уму не
страшен.
|