Питерские ученые опять осудили
реформу образования "по Фурсенко"
"Наша наука всегда была интернациональна,
международное сотрудничество спасало нас, когда
многократно падали расходы на науку и образование.
Мы никогда не были в отрыве от мировых знаний, но
есть серьезные проблемы, которые за нас никто не
решит", - заявил сегодня, 3 июня, в
Санкт-Петербурге, открывая в Научном центре РАН
конференцию "Наука и образование в России:
потенциал, проблемы, перспективы", академик РАН,
председатель президиума Санкт-Петербургского центра
РАН Жорес Алфёров.
"Мы пережили кризис падения образовательного уровня - с передовых
позиций в мире, как указано в докладе ООН, скатились на 54-е место.
Нас подкосил кризис чтения, восьмикратное за время "активных реформ"
падение расходов на образование (данные Общественной палаты РФ) и
статуса педагога, огромный кадровый голод, - перечислил беды
российского просвещения член-корреспондент РАО, доктор философских
наук, профессор, зам. председателя Комитета по образованию Госдумы
РФ Олег Смолин. - Только за один год так называемого "переходного
времени" покинули Родину 80 тысяч ученых, и этот массовый отъезд
только в денежном выражении стоил стране 60 мрлд долларов".
По словам Олега Смолина, "нельзя народ обманывать бесконечно,
превращая образование в исключительно коммерческую сферу".
"Государственная власть всерьез должна учесть результат рейтинга
российских министров, проведенного международными экспертами, в
итоге которого выяснилось, что на последнем, не почетном месте -
министр Фурсенко". - отметил Смолин.
"Образование должно быть настроено на высококвалифицированного
потребителя, - так сказал мне однажды Фурсенко, - сообщил Смолин. -
Если считать, что это конечная цель, все встает на свои места:
происходит формализация системы, основанная на деньгах, порождающая
немыслимый по размаху бумагооборот".
Выступающие говорили о том, что для того чтобы в системе
образования что-то менялось к лучшему, должны коренным образом
измениться отношения внутри системы, преподаватель не может
оставаться только продавцом образовательных услуг.
Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Олег Лебедев
подчеркнул: "Сложившаяся система образования настроена на
воспроизводство чужих тестов, мыслей, аргументов, а должен
оставаться простор для творчества, иначе новых Ломоносовых не
дождемся".
Напомним, что в числе организаторов конференции "Наука и
образование в России: потенциал, проблемы, перспективы" -
Санкт-Петербургский научный центр РАН и Санкт-Петербургский Союз
учёных. В конференции участвуют около 100 человек.
|