8 марта - день борьбы, а не любви
В сотый раз мы празднуем 8 марта -
Международный женский день, или, как
теперь частенько можно услышать,
"праздник весны". Один раз в году
те, кого природа не отнесла к лучшей
и прекрасной части человечества,
пытаются изобразить из себя
настоящих мужчин. Правда, у многих
доморощенных мачо из-за склонности к
крепким алкогольным напиткам и
общего бескультурья даже в этот день
не получается проявить себя
"галантным кавалером", но речь
сейчас не об этом. В последние годы
мы как-то подзабыли - а нынешняя
власть такую "забывчивость" вполне
сознательно культивирует - о том,
каков изначальный смысл этого
прекрасного праздника, кто стоял у
его истоков, какие цели преследовали
его инициаторы. Ведь это - не просто
праздник весны и любви, но и день
борьбы за интересы трудящихся
женщин, за их полное, фактическое
равноправие.
Именно так думали в первую
очередь делегаты Международного
женского социалистического конгресса
в Копенгагене, когда принимали
решение об учреждении революционного
женского праздника, который в нашей
стране с 1965 года официально
считается нерабочим днем. Понятно,
что до 1917 года праздник 8 марта
отмечали нелегально. В
дореволюционной России женщина жила
в условиях систематического
унижения, полного отсутствия каких
бы то ни было закрепленных законом
политических прав и зачастую - если
речь шла о женщинах из неимущих
классов - угрозы прямого физического
насилия, страха, опасности.
Самодержавная власть и
буржуазно-помещичья "элита" страны
рассматривали женщину как существо
второсортное, самой своей
физиологией обреченное на
подчиненное по сравнению с богатыми
мужчинами положение рабыни или - что
почти то же самое - богатой, но
бесправной содержанки, не важно, шла
ли речь о фабричной работнице или
крестьянке, учительнице или актрисе.
Это было одним из ярчайших
проявлений того самого, говоря
словами крупнейшего русского
публициста и литературного критика
XIX века Николая Добролюбова,
"тёмного царства", где для рабочих и
крестьян не было пути иного, как
зарабатывать тяжким подённым трудом
на кусок хлеба. По циркуляру о
"кухаркиных детях" (30 июня 1887
года) доступ к образованию,
искусству, достижениям мировой мысли
был закрыт "детям простолюдинов". В
итоге в мире простолюдинов мужчины
запойно пили, дети умирали, а нищета
и дикие бытовые условия тяжкой
плитой придавливали ещё с юности
красоту и обаяние женщин. Для того
чтобы женщина стала достойным членом
общества, не оставалась другого
выхода, кроме свержения проклятого
старого мира, устранения царящих в
нем эксплуатации и невежества.
Именно поэтому был так велик
процент женщин, нашедших свое место
в антиправительственных
организациях, в большевистской
партии. Софья Перовская и Вера
Фигнер, Мария Спиридонова и Вера
Засулич, Надежда Крупская и Инесса
Арманд, Мария Ульянова и Розалия
Землячка, Александра Коллонтай и
Елена Соколовская, многие-многие
другие героически проявили себя в
подпольной борьбе с самодержавием, в
годы революции и Гражданской войны.
Отдавая все свои силы и сами жизни
"великому делу любви" к свободе,
социальному равенству и братству
тружеников всех национальностей, они
боролись и за свои права, соединив
частный интерес "женского сословия"
с общими задачами революции.
После победы Октября пришедшие к
власти большевики сразу же приняли
целый комплекс мер против
"сверхпритеснения угнетенного пола".
Уже в декабре 1917 года подписанным
председателем Совнаркома РСФСР
Владимиром Ильичём Лениным декретом
"О расторжении брака" обязательный
церковный брак заменялся
гражданским, его расторжение было
стократно облегчено, фактический
брак приравнен к официальному,
внебрачные дети приобрели все права
"законнорожденных". Политика
советской власти, не оставившая,
говоря словами Ленина, "камня на
камне из тех подлых законов о
неравноправии женщины, о стеснениях
развода, о гнусных формальностях,
его обставляющих, о непризнании
внебрачных детей - законов, остатки
которых многочисленны во всех
цивилизованных странах", открыла
трудящимся женщинам дорогу наверх.
Речь шла не просто о карьере, а о
самореализации, пути к знаниям,
новому, равноправному, положению в
обществе.
18 ноября 1920 года Владимир
Ильич Ленин подписал декрет
Совнаркома РСФСР о разрешении
абортов. Большевики, как говорил
Ленин, рассматривали право на аборт
как "азбучное демократическое право
гражданина и гражданки" и, придя к
власти, впервые в Европе дали
возможность всем женщинам
искусственно прерывать беременность
в течение первых трех месяцев. И
данная мера, вопреки частым ныне
воплям новоявленных черносотенцев,
отнюдь не снизила рождаемость: в
течение 20-х годов она непрерывно
росла. Этому способствовала
социальная политика советского
правительства - впервые в истории
России женщины получили право на
знаменитый "декретный отпуск". В те
годы он начинался за два месяца до
рождения ребенка и заканчивался
через полтора месяца после родов.
Советская власть дала женщине не
только социальные, но и политические
права. В частности, равное право
голоса на выборах они получили
гораздо раньше, нежели это произошло
в таких цитаделях буржуазной
демократии, как США или
Великобритания, не говоря уж о
Швейцарии. Не стоит забывать и о
"женских квотах" во всех
законодательных органах власти,
партийных, комсомольских и
профсоюзных комитетах, называемых в
шутку, а иногда и всерьез,
"коллонтаевскими" - в честь наркома
социального призрения РСФСР
Александры Коллонтай, яростной и
последовательной феминистки, ставшей
первой женщиной-министром в истории
нашей страны. Конечно, система квот
носила во многом формальный
характер, однако по сравнению с
нынешними временами защищала права
женщин, пожалуй, куда как более
эффективно.
Реставрация буржуазных порядков в
течение последних двух десятилетий
отбросила всех граждан России на век
назад. Сверхэксплуатация новыми
собственниками, сексуальные
домогательства и постоянное унижение
со стороны "хозяев" прямо на рабочем
месте, невозможность спокойно
забеременеть и родить ребенка,
проблемы с местами в детские сады и
ясли, постоянный рост цен на детские
товары и продукты питания - вот
далеко неполный набор того, что
принесла нашим соотечественницам
капиталистическая действительность.
Недавняя история с массовыми
протестами будущих мам в связи с
новым порядком начисления пособий по
беременности и родам стала
прекрасной иллюстрацией того, чего
стоят на практике чиновников
исполнительной власти и их
прислужников из "Единой России" о
"демографической политике" и
"народосбережениии".
Второе пришествие русского
капитализма изменило не только
отношения собственности и вытекающие
отсюда социальные роли. Чем дальше,
тем отчетливее заметны запущенные
либеральными реформаторами
негативные процессы. Это - ранняя
смертность мужского населения
вследствие алкоголизма и болезней,
потери привычной работы и
устоявшегося социального статуса. В
то же время за два десятилетия,
которые Россия прожила в условиях
капиталистических отношений, стало
очевидно, что на рынке труда русские
женщины вполне конкурентоспособны.
Причём не только в качестве
ответственного и добросовестного
исполнителя, но и авторитетного
руководителя, толкового менеджера,
грамотного бухгалтера, опытного
юриста. Женщины работают не только
не хуже, а зачастую и лучше мужчин.
Их энергии, инициативе,
предприимчивости, трудолюбию можно
лишь позавидовать. Они - с мужчинами
на равных, даже если последние и не
хотят этого признавать.
Подобный тип для России не внове.
Вспомним женщин русской революции
или комсомолок 20-х годов прошлого
века. Ныне их внучки и правнучки в
совершенно новых условиях и внешне
по-иному добиваются того же самого:
равных прав и признания этого факта
не только на словах, но и на деле.
Есть надежда, что этот процесс
необратим, и вопреки всем
стремлениям клерикалов, "единороссовских
консерваторов" и высокопоставленных
дамочек, посвятивших свой досуг
борьбе за "семейные ценности", наши
соотечественницы больше никогда не
станут жертвами замкнутого мирка -
пресловутого треугольника "семья -
кухня - церковь". Тогда каждый день
в году станет для них днём торжества
не только равных прав, но и равных
возможностей.
|