День России
Кто-то из популярных публицистов не так давно
обмолвился, что жизнь современного россиянина из
году в год движется по наезженной колее - от
праздника к празднику.
Мысль, скорее всего, верная. В январскую темень,
укрываясь за праздничным столом от пронизывающего
холодного ветра и липкого мокрого снега, оцениваем
мы дней восемь подряд, а то и десять итоги года
ушедшего в надежде, что год наступивший будет к нам
и делам нашим более милостив и снисходителен, и "все
мы будем счастливы, когда-нибудь, Бог даст"... За
прощанием с новогодней елкой следует вскорости День
защитника Отечества. Введенный в народный обиход
весьма талантливыми большевистскими пропагандистами
как день создания Рабоче-крестьянской Красной Армии
ныне празднуется под знаменами, один к одному
напоминающими флаги войск, от этой самой РККА
зачастую бегавших без оглядки: будь то белые
формирования в 1920 году, будь то "власовская" РОА
четверть века спустя. Впрочем, ныне 23 февраля
плавно трансформировалось в своеобразный "день
мужчины", наиболее шумно и разухабисто отмечаемый
как раз теми представителями "сильного пола", кто в
армии ни дня не служил и никакого оружия сильнее
авторучки в жизни в руках не держал.
Про Международный женский день, когда те, кого
природа обделила принадлежностью к лучшей и
прекрасной части человечества, один раз в году
пытаются изобразить из себя мужчин, что, увы, по
склонности к крепким алкогольным напиткам и общему
бескультурью, даже в этот день не у всех получается,
мы лучше промолчим. Это тема для отдельного
рассмотрения... Далее майская праздничная декада: от
дня солидарности официальных профсоюзов с властью и
работодателями и неофициальных - с социалистами и
коммунистами до действительно народного, со слезами
на глазах Дня Победы над гитлеровской нечистью и ее
доморощенными пособниками.
И, наконец - самый невнятный из всех официальных
российских праздников, день 12 июня, День России.
Непонятный гражданам, ибо, по данным всех
социологических опросов, большинство населения РФ до
сих пор - двадцать лет спустя после события - не
знает, чем день 12 июня знаменит, в чем его смысл и
историческое значение. Те же вопросы возникают,
попутно заметим, и в отношении Дня народного
единства 4 ноября, но там-то, по крайней мере,
многим за последние несколько лет стало ясно: это
день единства участников "Русского марша" с бойцами
ОМОН. Единства по времени и месту действия.
Для официальных властей день 12 июня есть начало
"подлинной российской независимости и суверенитета".
Если вернуться на двадцать лет назад, то такая
трактовка вполне правомерна. В смысле независимости
нарождавшейся российской открыто буржуазной
бюрократии во главе с Ельциным от слабеющей и
постепенно теряющей остатки власти тоже буржуазной
по классовой сути своей, но стыдливо прикрытой
"коммунистическим" покрывалом союзной бюрократии во
главе с Горбачевым. Правда, возникает вопрос,
насколько большинству граждан страны интересны
разборки в верхах по поводу власти и собственности,
повлекшие за собой распад СССР и перманентную
гражданскую войну на окраинах, резкий крах привычной
жизни, гибель сбережений в огне гайдаровской
"шокотерапии", потерю социального статуса многими
миллионами наших соотечественников.
А если при этом рассматривать СССР как одну из
составных частей исторической России (Киевская Русь
- Московское царство - Российская империя -
Советский Союз - Российская Федерация), тогда и
вовсе непонятно: что, собственно, празднуем?
Неужели, день независимости России от самой себя?
Независимости, в частности, от сотен тысяч наших
соотечественников, брошенных в одночасье, росчерком
ельцинского пера за границами РСФСР на правеж
последышам нацистских прихвостней или феодальным
ханам, враз выкинувшим за ненадобностью партбилеты и
возомнившим себя "отцами нации"?
Или, может быть, мы отмечаем "день независимости"
властей России от социальных обязательств по
отношению к собственным гражданам? В свете
пресловутой "монетизации льгот" или совсем недавнего
ФЗ-83 о коммерциализации бюджетной сферы, в том
числе образования и здравоохранения, такая трактовка
"дня независимости" имеет, как минимум, право на
существование. Вот только является ли это поводом
для праздника? Скорее, наоборот.
Нам говорят, праздник такого рода, как "День
России", нужен. Он сплачивает россиян, дает им
ощущение принадлежности к одной большой семье
граждан Российской Федерации. Пусть так. Но
годовщина "Декларации о государственном суверенитете
РСФСР" или годовщина избрания на пост президента
РСФСР Бориса Ельцина для этих целей вряд ли
подходят. Зато наподалеку есть дата, куда как
почетнее и понятнее для большинства русских людей.
6 июня, в день рождения великого русского поэта
Александра Сергеевича Пушкина, решением ООН
отмечается День русского языка. Того самого языка,
что сплачивает воедино культурной нитью миллионы
граждан РФ. Того самого языка, который в своем
богатстве и многообразии достался нам как лучшее в
наследстве многих поколений наших предков,
завещавшим нам хранить его как сокровенную живую
душу России. Того самого языка, который связывает
нас с древней Русью, исторической Россией, ее
величием, ее героическими - увы, не всегда и не
только героическими - традициями. Того самого языка,
в нынешнем своем виде созданного как раз гением
Пушкина, его лирой, его божественным даром, который,
по словам Гоголя, "раздвинул ему границы и более
показал все его пространство".
И если верно сказал Гоголь, что в Пушкине
"русская душа, русский язык, русский характер
отразились в такой чистоте, в такой очищенной
красоте", то день его рождения вполне достоин того,
чтобы стать официальным Днем России. Это было бы
справедливо.
|