Реформа образования глазами студента
Я иногда задаюсь вопросом - почему всевозможные
нововведения непонятного характера приходятся именно
на мое поколение, наверное, потому, что мы родились
и выросли в период глобальных реформ. Сначала
перестройка, ельцинские "штучки", путинская
"стабилизация". Можно многое писать об этом, как
изменилась жизнь простого человека, как все детство
надеешься, что колхоз восстановят, "садик" не
закроют и у мамы с папой будет работа. Однако,
хочется поделиться восприятием реформирования более
близкого - образования, так как вот уже 15 лет
образовываешься и "варишься в соку" образования.
Первые плоды появились, когда началось деление на
"лучшие" классы и "худшие", математические и
медицинские, естественные и гуманитарные и так
далее. Возможно, данные изменения вполне оправданны,
но к чему отбирать лучших и выделять их в отдельный
класс, почему им не быть примером, почему уже в
школе необходимо сужать знания, когда получение
специальности дело ВУЗов, СУЗов и так далее? Не
приведет ли это к тому, что наша школьная система
образования будет как в США - каждому по
историческому событию, вот его и учи, а остальное -
дело твоего одноклассника, он расскажет докладом.
Следующим порогом реформ был широко известный ЕГЭ.
Идея благая - борьба с коррупцией, возможность
школьнику из "глубинки" поступить в любой ВУЗ
страны. Но как это повлияет на уровень образования
школьника и объективность оценки его интеллекта и
образованности никто, видимо, не подумал. Во-первых,
на протяжении последних двух лет обучения в школе
происходит "натаскивание" на экзамен, происходит не
работа интеллекта, а просто соотношение картинок в
голове, похоже - значит тот вариант, нет - надо
вспоминать. Ну, математика, это проще, а вот история
или литература - сложнее. Уже доказано, что думающий
человек, знающий человек, может написать тест хуже,
нежели человек, имеющий поверхностные знания
предмета, таких примеров в моей учебной практике
десятки. Борьба ЕГЭ против коррупции - явно
проиграна, с одной стороны она переместилась в
сторону школы, учителя отдают все силы на подготовку
к экзамену, проводят репетиторства в ущерб основной
деятельности, с другой стороны, в институтах меньше
коррупции не стало, как спрашивали, сколько
зарабатывают ваши родители, так и спрашивают.
Изобретение Министерства образования - гранты
лучшим школам. В ст.43 Конституции РФ сказано, что
каждый имеет право на образование. Однако, если в
моей школе есть талантливые учителя, которые смогут
заработать этот грант, мне повезло, в моей школе
образование будет на высоком современном уровне, а
если таковых не оказалось, то заниматься мне в
старом спортивном зале и сидеть за старой партой.
Позвольте отвлечься и провести параллель со
здравоохранением, аналогично - ст. 41 Конституции РФ
гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь, причем бесплатную. Но, приходя в
больницу, например, вылечить зуб, вы сталкиваетесь
со следующей картиной. Бесплатно лечить стоит
огромная очередь, а вот если подойти к регистратуре
и сказать, что вы по хозрасчету, то тот же врач, на
том же оборудовании примет вас без очереди.
Получается, если ты имеешь хоть какие-то деньги, то
ты вынужден идти по этому хозрасчету, то есть
платишь деньги, а иначе, тебя ждет перспектива двух,
а то и трех дневного стояния в очереди. Не ведет ли
это к платной медицине?
Вернемся к нашей теме образования. Вот закончили
вы школу, хотите поступить в какой-нибудь
приглянувшийся вам университет, подаете документы.
Вы встречаетесь с такими вопросами - а кто ваши
родители, а сколько они зарабатывают? А еще один -
вы медалист? Как же нам надоели эти медалисты! Ну
вот, всеми правдами и неправдами вас зачисляют на
первый курс. Проучившись в институте один год,
познакомившись со студентами других вузов, начинаешь
понимать, что высшее учебное заведение можно отнести
к полукоммерческой организации. На лекции вам
напрямую могут рассказать, как сдать экзамен за
деньги, если не согласны - вряд ли сдадите.
К счастью, везет очень умным студентам, их
преподаватель видит и позволяет сдавать, что
называется своим умом. Наблюдая лично, выслушивая
разговоры знакомых, понимаешь, что высшая школа в
нашей стране серьезно коммерционализирована. Вот уж
действительно, рыночные реформы. А как вам такое?
Студент, обучающийся на бюджетной основе, может
пересдавать экзамен три раза, а "платник" - на
усмотрение руководства института, зачастую сколько
угодно. Или вот еще, ты учишься на бюджете, не сдал
сессию - отчисление, переводишься на платное
обучение, и ты - снова студент.
Следующее испытание - реформа высшего
образования, оно теперь двухуровневое, то есть
бакалавриат и магистратура. Пугает всегда
неизвестность, а именно этим словом характеризуется
отношение большинства студентов к этим, малознакомым
западным словам, не каждый преподаватель вам
объяснит, что это такое. Бакалавр, кто это? По
мнению большинства - это "недоучка", который не
получил в полном объеме фундаментальных знаний,
которые так необходимы думающему человеку, а именно
думающим должен быть специалист любой отрасли.
Происходит пересмотр образовательной программы, для
магистров и бакалавров. Как это повлияет на систему
высшего образования? Пошатнувшаяся высшая школа,
которая нуждается в срочной реставрации,
реформируется, как это похоже на современную
политику российских властей: не модернизации и
инновации - а реформирование, замена одних понятий,
другими.
Переход на данную систему объясняется тем, что
диплом российского специалиста будет, в таком случае
котироваться на западе, а это нам необходимо, так мы
стремимся всеми силами к глобализации. Однако
насколько оправданны эти действия? Ведь всем
известно, что наработанная годами советская система
образования превосходила многие системы образования
мира, а в определенных вопросах и все существующие.
Наши ученые по ряду фундаментальных исследований
были далеко впереди от своих ближайших конкурентов.
Ведь проблема нашего государства не в отсутствии
новаций, а в отсутствии инноваций, то есть
практически реализованных нововведений, открытий.
Может лучше заняться этой проблемой и реализовывать
на практике научный потенциал нашей страны. Очень
интересно звучит мнение, что наши дипломы не
признают на западе. Тогда объясните, почему самые
талантливые студенты, к примеру, одного из вузов
города Иваново ежегодно уезжают в страны Западной и
Восточной Европы, в США? Они едут даже в Чехию, не
самую постиндустриально развитую страну, только не
работа в России, о какой модернизации нашей
экономики можно говорить?
Итак, машина реформирования образования запущена,
остается надеется, что эти реформы не окажутся для
нашей системы образования аналогом гайдаровской
реформы российской экономики и общества."
03 февраля 2010 г. |
|
Борис Макаров
(Иваново)
|
Читайте также:
|