Социалистическая альтернатива
"консервативной модернизации"
(позиция исполкома РПК)
Дискуссия о путях и перспективах модернизации
экономической структуры и политической системы нашей
страны, начатая по инициативе одной из группировок
нынешней буржуазной власти во главе с действующим
президентом РФ, предоставляет нам повод
сформулировать свое отношение к текущему состоянию
российского общества и возможным путям его изменения
в интересах трудящегося большинства.
Тупики капиталистического развития как
первопричина краха попыток "модернизации"
отечественной экономики
Ситуация в стране, существенная ухудшившаяся в
ходе мирового экономического кризиса, серьезные
структурные перекосы и ориентация наиболее развитых
отраслей народного хозяйства РФ практически
исключительно на экспорт сырья и полуфабрикатов с
низкой добавленной стоимостью обрекают Россию на
положение полуколониальной державы.
Это - положение страны, целиком зависимой от
перепадов конъюнктуры мирового капиталистического
рынка, где она играет всего лишь роль источника
дешевых энергоресурсов, причем, как показал текущий
кризис, и эта ниша все более и более сокращается.
Если доля углеводородов в общем экспорте СССР
составляла меньше 30%, то в относительно
"благополучном" 2006 году этот показатель (доля
нефти, нефтепродуктов, каменного угля, кокса,
полукокса и выработанной на их основе
электроэнергии) в общем объеме экспорта составлял
67%. Неудивительно, что спад отечественного ВВП
достигает 8%, что ставит Россию далеко позади не
только развитых капиталистических стран, но также
Индии, Китая, Бразилии.
На фоне нарастающих экономических трудностей
подлинные "хозяева" страны - новые собственники,
тесно связанное с ними чиновничество, криминалитет -
опасаются социального взрыва. Ощущая нарастание
общественного недовольства, рост протестных
настроений они делают ставку на все большее усиление
аппарата буржуазной власти и поощрение самых
реакционных тенденций в идейной и общественной жизни
России. Понимая при этом, что ставка на одни лишь
методы административного давления не даст результата
в условиях нынешнего состояния умов и меньшей, по
сравнению даже с позднесоветскими временами,
эффективности работы государственного репрессивного
и пропагандистского аппарата, наиболее изощренные,
"современно мыслящие" представители буржуазной элиты
и выдвинули идею "модернизации" страны.
При этом и буржуазная власть, и ее политическая и
идеологическая обслуга совершенно сознательно
осуществляют подмену понятий, смешивая
"модернизацию" как синоним "догоняющего развития" и
создание "инновационной экономики" на базе
опережающего развития. Главным фактором
инновационной экономики - в отличие от нынешней
индустриальной - является не материальное
производство, а человеческий капитал. Это означает,
что определяющую роль в такой экономике играют
интеллект, здоровье, образование, знания,
эффективный и высокопроизводительный труд, качество
жизни. В национальном богатстве развитых
капиталистических стран доля человеческого капитала
составляет 80%, в сегодняшней РФ - менее 50%.
Разумеется, положение дел в экономике страны
делает неизбежным требование ее модернизации. Крайне
низкая производительность труда, техническая
отсталость многих производств, высокая их
энергоемкость и низкая экологичность,
неравномерность распределения производительных сил
по территории страны - вот далеко не исчерпывающий
перечень задач, которые необходимо преодолеть для
сохранения на всей территории РФ единого
экономического пространства, повышения
конкурентоспособности национальной экономики в
условиях глобального капиталистического рынка. Для
создания действительно наукоемкой и инновационной
экономики, основанной на проверенной еще в советские
времена триаде "фундаментальная наука - прикладная
наука и опытное производство - промышленное
применение новой технологии", необходимы не только
инвестиции и налоговые льготы, но и создание
соответствующих институциональных предпосылок,
которые в условиях современной России отсутствуют.
Классовая ограниченность нынешней буржуазной
власти даже теоретически не оставляет шансов для
подобного развития, поскольку все, в конечном итоге,
решают интересы частных собственников, их прибыли,
стремление сохранить свое господство в экономической
и политической жизни.
Ряды идеологов и инициаторов новой
капиталистической модернизации неоднородны.
Сторонники "институциональной модернизации"
полагают, что институциональные реформы,
направленные на расширение частной инициативы и
конкуренции, улучшение качества государственного
управления и судебной системы, подавление коррупции
и т. п., и приведут рынок к тому, что он сам
справится с проблемой быстрого экономического роста.
Сторонники "проектной" стратегии наоборот, считают,
что надеяться на институты не стоит, а нужно
создавать всевозможные кластеры, "силиконовые
долины" и пр., вкладываться в направления, где мы
еще относительно конкурентоспособны.
Однако в своих рассуждениях, планах и прогнозах
все они исходят из незыблемости базовых институтов
капиталистического общества, прежде всего, частной
собственности на средства производства. Они
фактически не ставят под сомнение итоги проведенной
в ходе либерально-рыночных "реформ" приватизации, а
кое-кто и вовсе поднимает на щит идею "реституции",
то есть возврата потомкам бывших владельцев части
того, что было национализировано после Великой
Октябрьской социалистической революции. Они
игнорируют тот факт, что за время
либерально-рыночных реформ в России в десятки раз
сократились производство и экспорт
высокотехнологической продукции, деформированы наука
и высшая школа. Технологическое и инфраструктурное
отставание от ведущих империалистических держав
увеличилось в несколько раз. В этом смысле стартовые
позиции для новой модернизации сейчас значительно
хуже, чем четверть века назад в начале
"перестройки".
Структурная перестройка экономики, не
затрагивающая соотношения форм собственности, в
современной российской ситуации неизбежно обречена
на провал еще на старте. Фактически план
"модернизации" превращается в очередной способ
перевода бюджетных средств в карманы крупных
собственников и связанных с ними чиновников по
схемам "государственной антикризисной поддержки"
крупных корпораций и банков, уже "успешно" для
интересов капиталистов опробованным год-полтора
назад. Эти схемы и призваны вдохновить разного рода
сомнительные инициативы по строительству "кремниевой
долины" в Подмосковье вместо развития уже
существующих научных центров или перевода всех
граждан страны исключительно на использование т.н.
"энергосберегающих" лампочек. Впрочем, за внешней
привлекательностью подобных планов и намерений
прослеживаются вполне конкретные коммерческие
интересы, которые в очередной раз, как в случае с
"энергосбережением", вне всякого сомнения, ударят по
карманам граждан, предприятий и организаций.
Непонятно и то, на кого нынешняя буржуазная
власть собирается опираться при осуществлении
провозглашенной ею модернизации. Формирующему
российскому пролетариату цели и задачи
капиталистической модернизации как реальные цели его
вовлечения в управление производством не ставятся.
Его текущие интересы этим целям чужды. Использовать
в интересах модернизации потенциал средней и мелкой
буржуазии сложно. Изменение структуры российской
экономики требует государственных усилий и крупных
капиталовложений. К тому же доля малого бизнеса в
российском ВВП чуть больше 10% (в Европе - свыше
60%), а заняты в малом бизнесе - 12% , тогда как в
Европе их доля составляет около 60% от числа
занятых, в Японии - 80%. Получается, что
"российского среднего класса", о котором в последнее
время много говорится как об экономически и
политически активной силе, способной-де стать
локомотивом модернизации, просто-напросто в нашей
стране не существует в природе. В таком случае
главным фактором капиталистической модернизации
остается российское буржуазное государство.
В таком случае главным фактором капиталистической
модернизации остается российское буржуазное
государство. Именно в этом смысл утверждений
высокопоставленных кремлевских чиновников и
примкнувших к ним право-либеральных политиков и
публицистов о том, что "консолидированная власть" в
ее нынешнем виде и есть единственный инструмент
модернизации, что только сохранение нынешней
политической системы и позволит модернизировать
страну, что для модернизации России нужен
авторитарный режим.
"Оздоровление" политической системы как
маскировка имитации демократического участия и
общественного контроля за властью
Очевидно, что "путинское десятилетие"
кардинальным образом изменило политическую
надстройку современной России, сохранив в
неприкосновенности ее экономический, основанный на
частной собственности на средства производства,
базис. Еще в 2003 году перестали работать прежние
политические механизмы в стиле привычного для
либеральных политиков буржуазного парламентаризма.
Это привело к тому, что традиционные политические
партии, действующее и по сей день по шаблонам 90-х
годов ("ельцинской демократии"), не находят ни
массовой электоральной поддержки, ни общественного
содействия своим усилиям. Оппозиционные - специально
оговоримся, не строю, не системе, а лишь путинской
власти или ее отдельным представителям - буржуазные
политические силы выглядят в глазах граждан, прежде
всего, молодежи, чудовищно неэффективно, странно,
смешно. Они воспринимаются большинством как заведомо
проигрывающие Путину и его более дееспособной по
сравнению с ними политической машине. Сама эта
машина, важнейшей партийной деталью которой является
партия чиновников "Единая Россия", в силу своего
бюрократизма, косности и коррупционности движущей
силой модернизации может быть только на словах.
Приход к власти нового президента РФ на сущностные
изменения в данной ситуации не повлиял, поскольку и
абсолютным большинством населения, и значительной
частью господствующий "элиты" он не воспринимается
как перспективная, самостоятельная и сильная
политическая фигура, способная на принципиально
иную, отличную от своего предшественника внешнюю и
внутреннюю политику.
Причины кризиса современной российской
политической системы кроются в изначальной
порочности организационных форм, в которые
требования законодательства, спонсоров и
"инвесторов" загнали буржуазные партии и движения, и
в отсутствии какой-либо идеологии, привлекательной
для широких слоев населения, то есть трудящегося
большинства. Этот кардинальный порок любой
буржуазной политической силы, в какие бы красивые
одежды она не рядилась, не только не изжит за
прошедшие годы, но все более и более усиливается.
Речь идет о том, что в нынешнем российском
политическом процессе отсутствует обратная связь -
его участники не могут влиять на лидеров, а те могут
пойти - и очень часто с удовольствием идут - на
соглашательство с властью или беспринципный сговор
со своими "оппонентами", особенно если подобное
служит интересам очередного спонсора или
"инвестора".
Два десятилетия капиталистического развития
страны привели к тому, что даже у тех людей, которые
имеют более или менее оформленные политические
взгляды, зачастую отсутствует политическая воля
приложить какие-либо личные усилия к их реализации.
"Поддерживать" призывы на словах, должно быть, легче
(и безопаснее), чем делать кое-что во исполнение
призывов...", - справедливо отмечал еще сто лет тому
назад В.И. Ленин. Люди не видят организаций,
способных эффективно помочь им в реализации этих
усилий, да за двадцать лет устали и от политики как
таковой. Благо буржуазные политиканы и обслуживающие
их интересы СМИ прилагают максимум усилий, чтобы это
чувство отвращения и усталости культивировать и
пестовать: "грязное-де дело", "лучше в это не
лезть"...
В подобной ситуации формально декларируемое
действующим президентом РФ и его советниками
"оздоровление" общественно-политической жизни
страны, частичная либерализация избирательного
законодательства или законодательства о политических
партиях и НКО не решают - да и не могут решить -
ключевых для современной России проблем. Таких, как
коррупция и произвол чиновников, отсутствие
эффективного общественного контроля за органами
государственной власти и местного самоуправления,
проблемы с гласностью и открытостью для граждан их
деятельности. Не могут решить, прежде всего, потому,
что не выходят за рамки сложившейся в
капиталистической России системы управления, лишь
внешне прикрытой слепым копированием зарубежных
политических институтов, на деле лишенных тех прав и
полномочий, которыми обладают их аналоги в странах с
развитой буржуазной демократией.
Пока же политическое обеспечение "модернизации"
вполне укладывается в беспринципный сговор с теми
или иными лидерами "оппозиции", готовыми за
депутатские мандаты лично для себя фактически
отказаться от столь громко декларируемых ими
"демократических" или "пролетарских" ценностей, да в
попытках официальных властей продолжать идти по пути
дальнейшей клерикализации общества. Не зря "партия
власти" "Единая Россия" официально объявило
"православно-консервативные ценности" в качестве
нравственной и идейной основы "медведевской
модернизации".
Очевидно, что если мы ставим своей целью такие
изменения в умах, сердцах и общественном поведении
людей, которые приведут их к осмысленному и
принципиальному отторжению нынешних буржуазных
порядков, одним из ключевых условий успеха в этом
начинании будет прощание с нынешней политической
системой, ее, как это модно ныне говорить, полное
переформатирование. Отказ от "имитационной
демократии" в пользу "народной (базисной)
демократии", самоуправления граждан, "прямой
демократии участия".
В.И.Ленин в своё время определил социализм как
капиталистическую монополию, поставленную на службу
трудящимся. Применительно к сложившемуся в России
капитализму установление контроля трудящихся над
государственным аппаратом, а в сфере экономики над
созданием и функционированием вертикально
интегрированных структур - это не только содействие
будущему переходу к социализму. Это одновременно - и
способ решения неотложных модернизационных и
социальных задач, с которыми в развитых
капиталистических странах пока ещё справляется
буржуазное государство.
Выступая с резкой критикой несостоятельности
капиталистической "консервативной" модернизации, мы
выдвигаем реальную, альтернативу преодоления
экономического отставания России от передовых стран
Запада. Она базируется не на догоняющем, а на
опережающем типе экономического и социального
развития, основана на возможности использования тех
предпосылок перехода к инновационному типу развития,
которые были созданы в советское время. Речь идет о
приоритетном развитии фундаментальной и возрождении
прикладной науки, сохранении обучающего и
развивающего типа высшей и средней школы,
неоиндустриализации России. Последнее связано с
отказом от сырьевой ориентации экспорта и переходом
к глубокой переработке полезных ископаемых, с
развитием наукоемких "высоких" технологий.
Такая социально-экономическая стратегия может
быть реализована только при национализации
банковской системы, базовых отраслей экономики и
осуществлении радикальной реформы политических
институтов общества в направлении подлинной
демократизации всей общественной жизни.
Антиолигархические и антибюрократические
преобразования современного буржуазного государства
возможны только в результате широкого по составу и
мощного по силе народного натиска
общедемократического протеста, в котором лидирующие
позиции займут левые политические организации.
|