М.Хазин, Прогноз для России на 2010
год
Традиционный на этом сайте прогноз
развития событий для России на 2010 год.
Прогноз на наступивший, 2010 год должен,
традиционно для нашего сайта, начинаться с анализа
прогноза на год предыдущий, 2009, но он, к
сожалению, так и не был написан. К этому было много
причин, но главной из них стала особенность прогноза
на год 2008, который мы сейчас вкратце и обсудим.
Этот прогноз предполагал, что появление нового
президента страны неминуемо вызовет обострение
внутриэлитных противоречий, которое к тому же будет
накладываться на рост экономических проблем. Все это
вместе должно было рано или поздно вызвать
разрушение элитного консенсуса о недопущении
"выхода" внутриэлитных противоречий за пределы
узкого круга посвященных.
В прогнозе предполагалось, что это может
произойти в 2008 году, однако уверенности в этом не
было. И причиной отказа от написания прогноза на
2009 год было как раз то, что соответствующие
процессы шли очень медленно и принципиально новых
соображений о развитии событий в стране, даже через
год, привести бы не удалось, а заниматься анализом
слухов и сплетен или, тем более, инсайдерской
информации, не хотелось. Часть из них появлялась на
Форуме, часть - в других текстах, но базовая
ситуация оставалась неизменной.
А вот почему события развивались медленно,
сказать стоит. Дело все в том, что в рамках той
версии мирового разделения труда, которая сложилась
к середине 2000-х годов, Россия прочно заняла место
поставщика ресурсов, в первую очередь,
энергетических. А значит, ресурс ее прочности, во
многом, зависел от резервов, накопленных в рамках
продажи нефти и газа, а также полученных в качестве
кредитов от иностранных банков под залог российских
активов. Напомню, что собственно "острая" часть
мирового экономического кризиса началась в августе
2007 года, всего за несколько месяцев до написания
обсуждаемого прогноза на 2008 год, а первая
"дефляционная волна" началась через 9 месяцев после
его опубликования, так что вопрос о стратегии элиты
"Западного" глобального проекта в рамках кризиса на
тот момент еще был открыт.
В реальности оказалось, что был выбран вариант
откладывания всех вопросов "на потом", все резервы
были брошены на сохранение status quo. А поскольку,
чуть ли не единственным, реальным резервом была
эмиссия, она откровенно зашкаливала за все более или
менее разумные рамки. При этом даже после начала
дефляционной стадии политика не изменилась,
увеличился только масштаб эмиссии. Напечатанные
деньги требовали места приложения, как следствие,
раздувались новые пузыри, при этом традиционные
варианты, фондовый рынок и недвижимость, уже
пребывали в критической ситуации (вообще, рост
фондового рынка в условиях дефляции крайне мало
вероятен). И значительная часть эмиссионной
ликвидности устремилась в нефтяной сектор, повышая
мировые цены до заоблачных высот и позволяя
российскому руководству быстро увеличивать "подушку
безопасности".
Как следствие, и российская элита, правда, уже
после опубликования "Прогноза для России на 2008
год", получила техническую возможность отложить
решение всех проблем "на потом". И, естественно, эту
возможность отыграла, что называется, "по полной
программе". Естественно именно потому, что над нею
все время довлеет опасность выхода внутренних
конфликтов на уровень всего общества, угроза,
которая почти наверняка реализуется в случае
реальных действий по борьбе с кризисом. И
наложившиеся на этот страх ощущения, что имеющимися
деньгами можно "залить" любые проблемы, создало
текущую ситуацию, которую условно можно назвать
сильно затянувшейся переходной стадией. Как и в 2000
году, "старый" президент окружил нового своими
людьми, причем даже еще более плотно, чем тогда.
Прошло целых полтора года с момента выборов, прежде
чем Медведев осмелился заменить только одного
ключевого "игрока" путинской кремлевской команды:
главного кадровика Осипова.
Именно это ощущение "неограниченности" финансовых
ресурсов и позволило Путину не испугаться публичной
ответственности и все-таки, вопреки прогнозу, пойти
на пост председателя правительства. Хотя не
исключено, что свою роль сыграл как раз страх,
опасения того, что Медведев, точнее, окружающие его
лица, могут "наломать дров" с точки зрения
обострения внутриэлитных конфликтов. Но вот
концепция "тихой гавани" на фоне уже начавшейся
дефляционной стадии мирового кризиса - это уже явно
ощущение "неограниченности ресурсов", как и
поддержка за счет государственных ресурсов
обанкротившихся олигархов и коррумпированных
госчиновников. Поскольку именно ради интересов
последних государственные банки якобы "поддерживали"
фондовый рынок, на самом деле выкупая де-факто
принадлежащие этим самым чиновникам пакеты акций,
позволяя им сохранить незаконные накопления.
И именно это ощущение "неисчерпаемости" резервов
создало в 2009 году модель "ресурсной поддержки"
бюджета, когда в условиях колоссального дефицита
региональных бюджетов и Пенсионного фонда, они стали
тупо финансироваться за счет средств резервных
фондов. Тупо - потому что под саму систему было
заложено несколько очень серьезных мин.
Собственно говоря, мины эти стали следствием тех
самых внутриэлитных противоречий, о которых писалось
в прогнозе. Только за счет резервов они так и
остались на элитном уровне, консенсус, о котором я
писал два года назад, так и не был разрушен, как раз
из-за резкого роста "подушки безопасности" и
созданной за этот счет иллюзий. Первой проблемой
стало обострение противоречий по линии "Западники" -
остальное общество. В "Прогнозе для России на 2007"
год я много писал о структуре российской элиты и о
том, что современные "западники" получили "мандат"
на власть именно потому, что опирались на внешние
для России силы - элиту "Западного" проекта. В 2000
году этот мандат был несколько изменен, но,
одновременно и подкреплен, приходом Путина,
"команда" которого, выросшая в 70-е-80-е годы, была
плотно заражена концепцией "конвергенции". В
результате произошло некоторое разделение: "чистые"
западники, "монетарные реформаторы", стали отвечать
за экономическую политику страны, а силовики-"конвергенщики"
- за внешнюю политику и внутреннюю идеологию.
Когда дело касалось других элитных групп, они
действовали слаженно и четко: реформа армии,
окончательно ликвидирующая армейскую элиту, как
основу патриотического самосознания в любой стране
мира, создание "псевдопатриотических" идеологических
форм, усиление борьбы с "культом личности Сталина",
жесткое ущемление, в первую очередь, по бюджетному
направлению, региональных элит. Отметим, что эти
схватки были дополнены проблемами по разделению
доходов. Армия и "оборонщики" традиционно
"кормились" из бюджета и тут у "западников" были все
шансы - они просто разворовывали бюджет до его
поступления на счета конкретных организаций.
Регионалов лишили источников для пополнения
собственных бюджетов, посадив на "федеральную иглу",
но зато милостиво разрешили им (пока) сохранять
высокие цены на недвижимости, не реструктурируя
отрасль.
В то же время, резкое падение экономики с конца
2008 года полностью разрушило легенду о "тихой
заводи", падение производства и фондового рынка у
нас оказалось самым сильным в мире. Авторитет
Сталина (который в данном случае выступает как
символ, уже вошедший в общественный архетип, хотя
только совсем недавно умерли последние два человека,
которых назначал на должности непосредственно
Сталин: Николай Константинович Байбаков и Тихон
Николаевич Хренников) непрерывно растет. Резко
усиливаются патриотические настроения в обществе,
которое все чаще и чаще противопоставляет себя
власти. Особенно это видно в реакции на откровенные
и циничные преступления представителей этой самой
власти: гаишников, которые в пьяном виде сбивают на
пешеходных переходах детей и беременных женщин,
милиционеров, которые устраивают бойни на улицах,
чиновников и судейских, которые в своем мздоимстве
превышают все возможные в стабильном обществе
пределы. Результаты последних, тотально
фальсифицированных, региональных выборов в этом
смысле тоже подлили масла в огонь.
При этом никаких мер противодействия этим
явлениям государство не оказывает. Отдельные
публичные выступления руководителей страны только
вызывают раздражение, поскольку радикально
противоречат фактам. Не исключено, что именно это
раздражение привело к тому, что фактически
единственным элементом государственной политики стал
постоянный рост социальных расходов, прежде всего,
повышение пенсий. В любом случае, пока это
напряжение еще явно не дошло до той степени, когда
люди выходят на улицы, но в случае резкого падения
уровня жизни и отдельных провокаций со стороны
некоторых представителей элиты, ситуация может
стремительно изменится.
Вторым элементом противоречий стало усложнение
отношений между "либерал-реформаторами" и "силовиками-конвергенщиками",
особенно после избрания Медведева президентом.
Поскольку "конвергентные" элиты, ориентированные на
"реальные" ценности, естественным образом
сконцентрировались вокруг Путина, "либерал-реформаторы"
(или, как их называют у нас на сайте, "либерасты")
начали "кучковаться" вокруг нового Президента.
И хотя их активность носит, во многом, чисто
пиарный характер (в том числе ради получения
"Западных" грантов), легенды об их влиянии возникают
достаточно часто. Например, замечательная гипотеза о
том, что визит президента США в Москву летом 2009
года, был вызван активностью ряда прозападных
структур в окружении Медведева, которые убедили
своих американских корреспондентов (кураторов"), что
личное присутствие Обамы "подвигнет" Медведева на
снятие Путина с поста премьера. Тут, как говориться,
за что купил, за то и продаю, но, se non e vero, e
ben trovato, то есть "пусть это и не правда, но
хорошо придумано".
Классическим примером противоречия стала
кредитно-денежная политика. На первом этапе развития
кризиса Игнатьев и Кудрин продолжали политику
"currency board", дополненную элементами
"инфляционного таргетирования", то есть борьбой с
инфляцией. В условиях падения жизненного уровня
населения и спроса, вообще говоря, во всех
нормальных странах происходит дефляция, но у нас в
рамках "элитного консенсуса", было принято решение о
повышении тарифов естественных монополий. Именно их
рост вызывает инфляцию, с которой борется
Центральный банк.
Поскольку повышение тарифов увеличивает инфляцию
издержек, бороться с ней монетарными методами
бессмысленно, и по этой причине ЦБ начал борьбу за
повышение курса рубля. В конце 2008 года он явно
"недодевальвировал" рубль, а в 2009 году начал
откровенно его усиливать, что позволяло уменьшить
стоимость импорта и, как следствие, сократить рост
цен для потребителей. Но результатом этой политики
стало быстрое падение конкурентоспособности
отечественных производителей, с резким падением
промышленности и ВВП, создаваемого в реальном
секторе. Из-за этого конфликт "либерал-реформаторов"
и всех остальных элит, региональных в том числе,
существенно усилился. Даже силовики-"конвергенты" в
узких кругах выражали недовольство такой политикой,
кроме того, именно им пришлось начать работу по
предотвращению социального недовольства в
"моногородах", особенно болезненно страдающих от
такой политики.
Некоторое прозрение началось летом 2009 года,
когда против такой политики начали возражать даже
заместители министра финансов, на сегодня - главного
экономического идеолога страны. А к концу года
пагубность этой политики признал и сам министр
Кудрин, фактически дезавуировав все свои
теоретические рассуждения последних двух лет. Беда
только в том, что никакой альтернативной политики
пока у "западников" нет.
Еще одним элитным конфликтом, который играет
важную объективную роль в стране, но практически
пока не осознается руководителями страны, является
противоречие между приматом "западных" интересов в
деле определения экономической стратегии государства
и реальными интересами государственной власти. Ни
Игнатьев, ни Кудрин, скорее всего, не являются
прямыми агентами США или Уолл-стрита, но будучи
наследниками Гайдара и Чубайса, они не имеют и не
собираются иметь собственный экономический "штаб",
полностью в этом отношении полагаясь на "идейно
близких" аналитиков Уолл-стрита. А последний
находится в остром противоречии с руководством США в
части выбора сценария развития экономики на текущий
год: дефляционного или инфляционного.
Для устойчивости современной российской власти
категорически более выгоден сценарий инфляционный,
поскольку при нем цены на нефть как минимум не будут
падать а, скорее всего, будут расти, причем быстрее,
чем цены на критически важный для нас импорт. А вот
в дефляционном сценарии все наоборот. При этом
экономический блок российской власти делает все,
чтобы на практике реализовался сценарий
дефляционный. Я не могу утверждать, рефлексируют ли
это противоречие Игнатьевым и Кудриным, или нет, но
Путин и Медведев явно пока не осознали этой "мины",
подложенный под само основанием их (и всей
российской элиты) власти. А ведь это противоречие
будет только усиливаться, по мере развития мирового
кризиса.
Не вдаваясь в дальнейшие детали протекающих
сегодня конфликтов, которые до сих пор так и не
вышли из чисто внутриэлитной конфигурации, считаю,
что пора перейти собственно к прогнозу на 2010 год.
Прежде всего, нужно отметить, что уникальный
момент начала мирового кризиса (уникальный с точки
зрения возможности разорвать нашу позорную
энергетическую зависимость от мировой экономики) мы
глупейшим образом упустили, что, как отмечено выше,
признал даже главный виновник этой ошибки, министр
финансов Кудрин. Как следствие, тот момент, когда
можно было на фоне общей паники резко усилить
закрытость наших рынков и начать стимулирование
импортозамещения, был пропущен. Более того, за это
время, прежде всего, в рамках G20, нас заставили
подписать целую кучу обязательств по поддержанию
открытости рынков. В том числе, декларацию о
недопустимости девальвации валюты, что существенно
сократило наши возможности по купированию кризиса.
За это время мы также сократили существующие
свободные валютные резервы, но тут более или менее
полной информации не существует. В частности, не
известно, насколько связаны те ресурсы, которые мы
держим в иностранных банках, с теми кредитами,
которые эти же (или дружественные им) банки выдали
российским предприятиям. Кроме того, в течение 2009
года активно шла реструктуризация корпоративного
долга российских компаний перед западными
кредиторами. Суть этой реструктуризации состояла в
том, что кредиторы отказывались от получения
российских залоговых активов (резко упавших в цене в
процессе кризиса) и готовы были отложить платежи в
обмен на получение живых денег. Это облегчило
текущее состояние крупных российских предприятий,
однако насколько такие соглашения обусловлены
текущими курсовыми параметрами - большой вопрос.
В любом случае, на сегодня девальвация уже не
даст того эффекта для производителей, который был
возможен год - полтора назад. Последнее означает,
что поддержание уровня социальных расходов (главный
приоритет современной власти!) может сегодня быть
достигнуто только за счет использования резервных
фондов. На первом этапе - бюджетных, но потом дело
дойдет и до резервов ЦБ: чистая рублевая эмиссия
неминуемо будет обменивается на валюту. Сейчас для
этого используется та валюта, которая формально
покрывает бюджетные фонды Минфина, но когда она
закончится, придется использовать резервы ЦБ или
перейти к политике перманентной девальвации рубля.
Избежать этого в условиях постоянной эмиссии будет
невозможно: источников покрытия дефицита бюджета
больше нет (без радикального изменения экономической
политики), сокращать дефицит значит резко усиливать
социальную напряженность.
Кроме того, подавляющее большинство мировых
производителей уже поняли, что совокупный спрос
будет падать. Пока эта мысль еще не успела войти в
их головы, можно было втихаря "отрезать" от мировых
рынков кусочек процентов так в 5, максимальную
возможную на сегодня долю России. Поскольку
ожидаемый всеми рост мировых рынков сбыта все равно
перекрывал это сокращение с лихвой. Сегодня всё
иначе: когда рынки падают, каждый потребитель - на
счету, и отдавать его каким-то мифическим
"российским производителям" никто не собирается. Не
то чтобы это было совсем невозможно, но
сопротивление придется преодолевать колоссальное.
Есть только одна возможность для того, чтобы
провести девальвацию и защитить-таки отечественные
рынки, - резкое падение мировых цен на нефть. Тут
сработает, так сказать, "объективный фактор", и
никто возражать не сможет, точнее, эти возражения
можно будет просто не принимать во внимание. Но для
этого необходимо, чтобы мировая экономика пошла по
дефляционному, а не по инфляционному сценарию. В
этом случае еще в 2010 году мировые цены на нефть
резко (возможно, до $35-40 за баррель) упадут, и
девальвация станет возможной. А вот в случае
альтернативного, инфляционного сценария все будет
иначе - цены на нефть будут расти.
Это, вроде бы, делает дефляционный сценарий
приемлемым для российского руководства (чем
ослабляет описанное в первой части элитное
противоречие), однако это не совсем так. Дело в том,
что в отличие от 1998-99 годов, девальвация рубля
быстрого облегчения не принесет. Тогда еще
существовали сохранившиеся со времен СССР полные
цепочки производства от сырья до конечного продукта,
которые позволяли в условиях падения национальной
валюты вытеснить импорт. Сегодня их уже нет
практически нигде (даже в оборонке) - так или иначе,
или ремонт оборудования, или комплектующие, или
сырье приходится закупать за границей.
Это значит, что для повышения эффективности нашей
экономики и роста доходов бюджета (не зря же именно
Кудрин завопил об ошибочности своей же экономической
политики в 2008-2009 гг. - у него просто резко упали
поступления в бюджет) придется вкладывать довольно
значительные средства. У частников их нет - они
задыхаются под грудой набранных в "счастливые
2000-е" долгов перед западными финансовыми
структурами, и что с ними делать в условиях падения
доходов - большой вопрос. Олигархи, например, решают
этот вопрос банальным способом, единственным,
который они освоили за последнее 15 лет: просят
деньги у государства. Про кредиты со стороны
российских банков даже говорить глупо - Центробанк
делает все, чтобы брать такие кредиты было
невозможно. Кроме того, нарастающий в условиях
падения мирового спроса импорт по демпинговым ценам
будет (частично или полностью) "съедать"
преимущество российских предприятий, появляющееся в
условиях дефляции.
Значит, остается государство. У него деньги есть,
но оно категорически не умеет с ними обращаться.
Точнее, на протяжении многих лет оно считало, что
единственный правильный способ работы с деньгами -
это распределить их среди "своих". Для системы,
выросшей из совершенно преступной и абсолютно
аморальной приватизации, это естественно, но беда в
том, что "свои", как показал опыт последних двух
лет, абсолютно неспособны к конструктивной работе.
Начиная со времен приватизации (а значительная часть
российских чиновников прошла эту "школу", а все
остальные видели или, как минимум, слышали, как на
ней обогатились "реформаторы") все чиновники точно
знают, что идеальный вариант работы - это торговать
той частью государства, которая досталась им в
управление. Соответственно, крупный бизнес (который
тоже в большинстве вырос из приватизации) тоже
понимает, что проще дать взятку чиновнику и получить
"кусок", чем медленно и тяжело осваивать бюджетные
деньги (при этом все время "подкармливая"
надзирающих чиновников).
Фактически, все сказанное означает, что дефляция
не сможет дать серьезного эффекта до тех пор, пока у
государства есть ресурс, то есть те самые резервы, о
которых речь шла выше. Мы просто будем под вопли о
"модернизации" и "инновации" проедать остатки этих
ресурсов, скорость пополнения которых будет все
время падать, поскольку будет падать спрос на
мировых рынках. А когда ресурсы, в т. ч. и валютные,
закончатся совсем (скорее всего, это будет уже за
пределами 2010 года), то станет совсем плохо. Грубо
говоря, как в 1998 году, но только не на несколько
месяцев, а на годы.
В общем, конечно, для общества в целом
дефляционный сценарий лучше, чем инфляционный. Да,
жить станет хуже чуть ли не завтра, но зато появится
шанс на то, что в современной российской элите
начнется острый конфликт, который приведет к смене
управленческой модели - до того, как начнется
русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Потому
что если цены на нефть не упадут или даже станут
расти, то наши власти ничего менять не станут. В
общем, лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Беда
только в том, что продолжение ситуации для нашей
элиты, в отличие от народа, ужасом не является.
Но и самого элитного конфликта - недостаточно.
Потому что людей, которые что-то могут сделать,
мало, и неинтересно им воевать с ворами и
коррупционерами, а значит, во власть они просто так
не пойдут. Да и делать им там особо нечего,
поскольку сегодня институциональная структура
управления выстроена так, что реализовать какое-либо
решение можно в одном единственном случае - если
есть коррупционный консенсус конкурирующих
аппаратных групп. Не коррупционного консенсуса, к
сожалению, сегодня быть не может, поскольку
единственной задачей государственного аппарата стало
личное (или корпоративное, в том случае, если
чиновник представляет на своем посту частную
структуру) обогащение. А значит, любое решение может
быть оформлено только в стиле "это - вам, а это -
нам". Собственно, мы хорошо это видим на
многочисленных примерах.
Разрушение такого коррупционного (чтобы не
сказать, клептократического) сообщества невозможно
усилиями одного человека, даже находящегося на самом
верху иерархии. В истории такие проблемы решались
либо распадом государства (под ударом внешних сил
или даже самостоятельным), либо созданием/появлением
альтернативной элиты. Опричники, хунвейбины,
"горожане", которых короли использовали против
аристократии, появлялись в истории регулярно и,
зачастую, эффективно.
Я не исключаю, что интерес к истории России/СССР
времен Ивана Грозного и Сталина как раз связан с
этими обстоятельствами. И в середине XVI века и в
30-е годы века ХХ нашей страной правили чрезвычайно
мощные и по ресурсам, и по численности
олигархические группировки, соответственно,
Рюриковичи и "старые большевики". Разумеется,
природные князья Рюриковичи сильно отличались по
мировосприятию от "старых большевиков" и "новых
русских", которые еще помнили "голодные" для себя
времена, но по сути ситуация от этого не менялась.
Методы, которые использовали, Иван Грозный и
Сталин для оздоровления страны, были удивительно
похожи, причем в истории практически нет других
вариантов перехода к здоровому развитию. Речь идет
именно об этом, потому что никто бы не стал
возражать, если бы речь шла просто о личной власти
(хотя, например, первую жену Ивана IV почти
наверняка отравили). Фактически, это означает, что
сегодня изменения в стране возможны только при
условии появления альтернативной элиты, которая
поставит прямой вопрос об изменении целей
существования страны.
Такая элита может возникнуть либо "снаружи" элиты
старой - при активной работе первых лиц государства,
либо созреть внутри элиты действующей. Сталин
использовал первый метод, Иван IV - второй, для
сегодняшней России, по всей видимости, должен
сработать промежуточный вариант. Собственно говоря,
дефляционный сценарий для мировой экономики с
выходом внутриэлитных конфликтов на уровень всего
общества, как раз и создал бы возможность появления
альтернативной элиты.
При этом совершенно не обязательно ее специальным
образом выстраивать и выращивать. Количество людей,
не имеющих никаких шансов на карьеру и достойную
жизнь сегодня очень велико и достаточно, что
называется, "кинуть идею" и продемонстрировать хотя
бы минимальную волю к достижению цели. При этом
лидером новой элитной группировки, скорее всего,
станет представитель элиты старой (как это обычно и
бывает), а вот ее массовый состав будет состоять из
людей новых. И затем, по мере обострения
противоречий внутри страны, может произойти массовая
замена старой элиты, сначала - на уровне чиновников,
а затем - и по всему обществу в целом.
Какие идея могут сегодня стать такими "центрами
кристаллизации"? Я вижу две: первая - это
возобновление националистической идеи "Россия - для
русских", не в смысле уничтожения всех
альтернативных национальных группировок (хотя турки
в аналогичной ситуации в начале ХХ века просто
вырезали почти всех армян и выслали греков), а,
скорее, в рамках принятия православия и национальных
приоритетов на уровне государственного
строительства. Принимай православие, докажи, что ты
придерживаешься русских ценностей - и можешь
рассчитывать на карьеру. Если нет - шансов почти не
будет.
Вторая - восстановление Империи. Эта идея сейчас
будет усиливаться, по мере возрастания проблем в
бывших союзных республиках, но чем она закончится -
большой вопрос. В частности, будет ли эта идея
преимущественно светской, как в СССР, или
Православной, как в Российской империи. В этом,
втором, случае, она имеет много общих черт с первой.
В любом случае, большое количество молодых и не
самых молодых людей готовы будут поддержать любую из
таких идей, если они увидят в них для себя
перспективу.
Не исключено, что появится и еще какая-то идея,
хотя вот так, навскидку, пока непонятно, что это
может быть. Для прогноза на начавшийся год здесь
принципиально следующее. Во-первых, насколько быстро
будет ухудшаться ситуация. Если быстро - то
противоречия внутри элиты будут быстро нарастать,
кристаллизация общества усилится и "взрыв" может
произойти очень быстро, хотя, скорее всего, не в
2010 году. А вот если цены на нефть будут расти, то
за счет накопленных и наращиваемых ресурсов, скорее
всего, удастся на какое-то время заморозить
конфликты и тянуть, и тянуть нынешнюю ситуацию.
Некоторую (хотя и не главную) роль сыграют
внешние факторы. Роль США, до какого-то времени
абсолютно доминирующая, будет все время падать, а
вот роль Китая и Европы (особенно - так называемой
"старой" Европы, то есть "дофинансовых" европейских
элит, возникших до XVII-XVIII веков, в частности -
Ватикана) будет расти. Кроме того, свое влияние
окажет и исламский фактор, в частности, отношения с
Ираном и Турцией. Но все это будет работать только в
случае разрушение российского элитного консенсуса.
С моей точки зрения, картина будет выглядеть так.
Если в мире победит инфляционный сценарий, то в
стране мало что изменится, вялотекущий кризис будет
продолжаться, "дыры" будут затыкаться в ручном
режиме, хотя их количество будет расти.
Если сработает дефляционный сценарий, но на
короткое время, сменившись затем денежной накачкой,
как это было осенью 2008 года, то конфликт в
российской элите будет нарастать, но в открытую
стадию не перейдет. В этом случае нужно будет
тщательно разбираться в том, как проистекают
процессы в районе Кремля, кто и как начинает
собственную "игру". Этот сценарий пока наиболее
вероятен.
Последний вариант, самый маловероятный - это
классический дефляционный сценарий в стиле 30-х
годов ХХ века. В этом случае открытые элитные войны
в России могут начаться уже в этом году, и,
соответственно, такое развитие событий потребует в
середине года серьезного уточнения.
|