Ленинград

РПК
Региональная Партия Коммунистов

(Неофициальный сайт)



 

Как искажается история на постсоветском пространстве

 

Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума...

А.С. Пушкин, "Вакхическая песня"

Едва выяснилось, что "нерушимый Союз" не такой уж и нерушимый, бывшие "свободные республики" взялись за переписывание общей истории. Многие из них настолько преуспели в этом, что выдержки из их новых школьных учебников впору цитировать в юмористических телепередачах. Двухдневная конференция с участием преподавателей истории из стран Содружества и Балтии, организованная Институтом стран СНГ, менее всего походила на юмористическое шоу, но смеялись практически все. А потом, когда градус смеха достиг предела, стало вдруг очень грустно. И сегодня "МН" предлагают читателям раритетного в некотором смысле номера посмеяться и погрустить вслед за участниками конференции. Вслед за всеми нами.

Азербайджан

"Россия - колонизатор", "армянское лобби в российском (советском) руководстве", "культурно-языковое угнетение закавказских народов со стороны советской власти" - на таких выражениях выстроены постсоветские учебники истории в Азербайджане. Противопоставить этому какую-либо внятную альтернативу российская историческая наука пока не в состоянии, поскольку последнее время Россия находилась в состоянии бесконечных метаний: от осуждения политики "национального угнетения" народов Кавказа и Закавказья до превознесения "цивилизаторской роли русского народа" по отношению к национальным окраинам. И азербайджанские историки это прекрасно используют, активно ссылаясь на выводы работ советских авторов 30-50-х годов, когда было чрезвычайно модным громить "царский колониализм" во всех его проявлениях.

Интересные авторские наблюдения приводятся в учебнике для десятого класса "История Азербайджана" при рассмотрении Второй мировой войны. Азербайджан, судя по материалам этого пособия, был одной из главных целей Гитлера, а особую роль здесь играл Баку как важнейший нефтедобывающий узел. Еще один примечательный аспект истории войны - план депортации всего населения Азербайджана в Среднюю Азию и Казахстан под предлогом "недоверия властей к азербайджанцам". Подчеркивается, что благодаря настойчивости и аргументации тогдашнего первого секретаря ЦК ВКП(б) Азербайджана Мирджафара Багирова Сталин не реализовал этот план.

Молдавия

Если бы среди учебников Молдавии проводился конкурс, то позицию лидера в номинации "абсурд" в течение 90-х годов удерживала бы серия учебников "История румын", написанная преподавателями Молдавского государственного университета. Так, пятиклассников уверяли, что господарь Молдовы и Румынии Стефан Великий обожал молдавские национальные блюда, в частности мамалыгу с приправами. Авторы учебника не только упустили тот факт, что этот господарь никогда не правил Валашским княжеством, но и позабыли, что в годы его правления еще не была открыта Америка, а следовательно, и кукурузы на мамалыгу не было.

На вопрос, почему Румыния оказалась в одной связке с Гитлером, нашелся банальный ответ: "Находясь между двумя империями, лишившись поддержки западных стран, Румыния становилась возможным объектом нападения как со стороны СССР, так и со стороны других соседних стран, территориальной целостности стала угрожать реальная опасность". Судя по логике тех же авторов, день 22 июня знаменовал собой начало "освобождения", а сама же "свобода" пришла 26 июля 1941 года, когда "румынские войска достигли Днестра, завершив освобождение всей территории Бессарабии". Основная цель участия Румынии в войне - "освобождение захваченных Советским Союзом летом 1940 года территорий была достигнута".

Латвия

В 2005 году при поддержке канцелярии президента и посольства США вышло издание "История Латвии: ХХ век", ставшее одним из основных учебных пособий. Саласпилский концлагерь, в котором были уничтожены около 100 тысяч человек, в том числе 12 тысяч детей, назван "исправительно-трудовым лагерем". Также сказано, что "в лагерях содержались преступники, дезертиры, бродяги, евреи и прочие". К "прочим", по-видимому, надо относить детей, которых для экономии патронов было предписано убивать прикладами.

Зато учебник с гордостью повествует о латвийских частях СС: "Латышские легионеры отличались в боях особой выносливостью, умением и отвагой". Это, кстати, неверно с фактической точки зрения - на фронт латышские эсэсовцы не попали в силу низкой оценки их качеств немцами, и в основном они отличились как каратели. О карательных экспедициях латышских полицейских батальонов в Латвии, России и Белоруссии, а также о том, что ввод Красной Армии в Латвию происходил в 1940 году по личному приглашению тогдашнего президента Улманиса, - в пособии ни слова. Зато много пафосных рассуждений о русификации и "мрачном советском прошлом".

Что же касается учебников для русских школ, качество их перевода крайне удручающее. Чтобы охарактеризовать глубину подачи материала, достаточно привести лишь одну цитату: "За 300 лет развития древнего латыша у него появился единственный настоящий друг - собака".

Эстония

"Сто эстонцев были приданы к армии киевского князя Олега и сыграли ведущую роль при штурме в 907 году Константинополя" - цитата из учебника "История Эстонии" Марта Лаара. Откуда взялась эта цифра, автор скромно не указывает, но уже само упоминание нации, не существовавшей в X веке, вполне характеризует книгу. Можно было бы посмеяться, но стоит учитывать, что этот труд - фактически единственный эстонский школьный учебник по истории. Уже не так смешно выглядит другая цитата: "Надежда на освобождение Эстонии наступила 22 июня 1941 года". Заслуживает упоминания тот факт, что Март Лаар два раза возглавлял эстонское правительство: в 1992-1994 годах и 1999-2002 годах. Учебник, написанный при его непосредственном участии, не единственный в стране (хотя и основной); впрочем, и те, которые пытаются составить ему конкуренцию, недалеко от него ушли. Так, в учебнике Адамсона и Валдмаа 2003 года говорится: "Большинство эстонцев воевало во второй мировой войне в немецких мундирах, на стороне проигравшего войну... и это определяет наши мнения и чувства. Нам пришлось больше страдать под полувековой советской оккупацией".

Узбекистан

В интерпретации ряда узбекских авторов внешняя политика Российской Империи в Центральной Азии была направлена во многом именно против узбекских (по крайней мере узбекские историки их считают таковыми) государственных образований: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Восстание 1916 года в ряде районов Центральной Азии трактуется как общетуркестанское, а главенствующую роль в нем играл узбекский этнический элемент. Басмаческое движение в Центральной Азии нередко интерпретируется как национально-освободительное без учета его региональных, этнополитических и социальных особенностей. При этом подчеркивается роль узбекского этнического элемента в данном движении.

Создание узбекской государственности в годы существования СССР, включая территориальные очертания современного Узбекистана, сформировавшиеся в советский период, фактически не являются предметом специальных исследований. В ряде учебников истории выдвигается тезис об участии Узбекистана во Второй мировой войне, при том, что УзССР не была самостоятельным государством.

В последние годы, впрочем, из-за осложнения отношений с Западом узбекские историки отказались от наиболее одиозных пропагандистских тезисов, которые носили недоброжелательный характер в отношении России.

Украина

Наряду с учебниками, разработанными государственными образовательными ведомствами, на Украине существует немало неофициальных. И разнообразие тут просто невероятное - от "научных" трудов, где говорится об украинце Аттиле и "украино-нормандском" характере Киевской Руси, до вполне объективных. В целом существуют две основные точки зрения. В первой, близкой к официальной, присутствуют положительные или нейтральные оценки роли Русского государства в истории украинского народа. Вторая точка зрения однозначно изображает Россию как врага и колонизатора. Свою роль играют и региональные различия. Если на востоке историки решительно против "стремления разорвать историю Украины и России", то в сочинениях "захидников" Украина приобрела образ колонии, находившейся под чужеземной оккупацией. А поскольку список рекомендованных учебников весьма велик, то выбор в огромной степени зависит от местных учителей.

Учебник по истории Украины для девятого класса утверждает, что лучше всего жилось украинцам под властью Австрии. Правда, тут же указывается, что в этот период процветало крепостничество, а украинские земли "имели колониальную систему подчинения с засильем польских, немецких, венгерских и румынских помещиков". Он же дает более чем странную картину ситуации на Украине в начале ХХ века. Здесь, оказывается, существовали "острые русско-украинские противоречия", вызванные "преступлениями русского царизма перед украинским народом".

13 января 2008 г.   Дмитрий Булин
"МН" 

 

Mail to Webmaster Пишите!

regpk@narod.ru

Гостевая
книга




Хостинг от uCoz