Станет ли Россия "штрейкбрехером"
глобальной автопромышленности?
Постановление правительства РФ N 166 о
"Промышленной сборке" дало автомобильным
транснациональным корпорациям зеленый свет к
освоению российского рынка, подобно выстрелу для
погонщиков собачьих упряжек во времена освоения
Клондайка.
Как и персонажи Джека Лондона во время золотой
лихорадки, автомобильные гиганты мира, сталкиваясь
лбами и отпихивая друг друга локтями, ринулись
"столбить" делянки на территориях, весьма
благоприятных для получения сверхдоходов от их
бизнеса. Что же привлекло их на нашу землю и почему
именно сейчас такой ажиотаж?
Представляется, что основных причин несколько:
Во-первых, из России уже несколько лет доносится
возбуждающий аромат нефтедолларов: высокая стоимость
нефти и газа на мировом рынке пока обеспечивает
повышенный платежеспособный спрос на потребительские
товары на внутреннем рынке, в том числе и не в
последнюю очередь на автомобили.
Россияне, как ужаленные сметают из автосалонов
бюджетные иномарки, продажи которых уже сравнялись и
превысили уровень производства отечественных
автомобилей. На сегодняшний день в России существует
только одна проблема с продажей машин в сегменте
10-12 тыс у.е. привезти или произвести в нужном
количестве. Продать - не проблема! Очереди на
бюджетный Форд Фокус растянулась на 6 мес.,
запорожские Ланосы с эмблемой Шевроле хватают как
горячие пирожки, на уродливые "Логаны" люди готовы
записываться в очередь, переплачивая 2-3 тысячи евро
по сравнению с европейской ценой этого убогого
"творения" Рено для третьего мира. Такого
автомобильного бума нигде в мире больше нет и,
конечно, уже не будет. Шанс упускать нельзя,
акционеры не простят...
Во-вторых, как это не прискорбно звучит, Россия
снискала себе славу страны с дешевой и незащищенной
рабочей силой, что делает перенос производства сюда
особенно привлекательным для автомобильных ТНК
(транснациональных корпораций). Фактически у нас
разыгрывается сценарий, много раз успешно
срабатывавший в новой глобальной экономике: возьмем
хотя бы эксплуатацию полу-рабского труда на
"фабриках" подрядчиком мировых текстильных брэндов в
Бангладеш, Филиппинах, Иордании. Работники там
буквально горят заживо (пожары на этих потогонных
цехах происходят постоянно) за гроши, поставляя
товары на рынки США и Европы. Вспомним Мaquiladoras
(сборочные заводы, использующие дешевую рабочую
силу) экплуатирующие сегодня мексикиканцев. Такую
участь видимо уготовили и нам господа либералы,
продав оптом народ России на международном
невольничьем рынке.
Ведь посмотрите, многие жители Ленинградской и
Калужской областей, куда уже устремились
"инвестиции" Тойоты, Фольксваген и Дженерал Моторз,
действительно будут рады работать на этих
предприятиях за зарплаты, которые не обеспечивают
простого воспроизводства рабочей силы и за которые в
мировой автомобильной индустрии уже работников не
наймешь нигде, даже в Мексике. Почему? Да потому,
что эти люди уже давно живут в такой нищете, что 300
- 400$ для них хорошая зарплата, за которую они
готовы продать себя. Другой альтернативы (работы) у
них просто нет.
Сообщающиеся сосуды мирового рынка труда
Основная проблема глобализации в том, что на
самом деле, ответственность капитала перед
эксплуатируемыми странами сведена к минимуму или
вообще отсутствует. Капитал приходит только для того
чтобы получить прибыль и как только прибыль
уменьшается, либо где-то можно получать ее легче и
дешевле, капитал ликвидирует предприятия, отставляя
за собой заросшие бурьяном пустыри, брошенные цеха и
тысячи безработных. Такие гетто бедняков можно
увидеть не только в латинской Америке но и на
берегах озера Мичиган в самих США. Это уже проходили
во всем мире, теперь реальность мира капитала
докатилась и до нашей страны. Только мы к этому пока
не готовы. Нас никто не учил законам
капиталистического мира, напротив, наш народ как
наивные туземцы готов обменять самое ценное - себя и
свое будущее на "бусы и огненную воду" современных
конкистадоров.
Создавая рабочие места здесь, за меньшую плату
глобальный капитал сталкивает рабочих разных
континентов лбами, заставляя конкурировать между
собой. Ведь если завод открывается здесь, значит,
где-то в другом месте он закрывается: в Бельгии,
Канаде, Польше или в Бразилии. Тысячи людей будут
либо принуждены работать в худших условиях, либо
лишатся работы. Должно ли нас это волновать? Ответ
однозначный - да!
Международное рабочее движение уже озабочено
планами автомобильных ТНК превратить Россию в
штрейкбрехера мирового автомобилестроения.
Устраивает ли нас такая незавидная роль? Надеюсь
что нет, ведь колокол когда-нибудь прозвучит и по
нам. Автомобильный бум схлынет, а с ним капиталы и
рабочие места переместятся в какую-нибудь еще более
бесправную и забитую точку мирового рынка. Поэтому
уже сейчас российские рабочие должны бы понять
насколько серьезная борьба им предстоит и начать
готовиться к ней. Особая роль в этой борьбе будет
принадлежать новым российским независимым
профсоюзам, основанным не по указке сверху и подчас
стихийно, от нужды в защите работающих, не желающих
окончательно потерять человеческое достоинство, а
потому боевым и бескомпромиссным. Именно такие
профсоюзы должны уже сейчас начинать бить тревогу,
будить сознание общества, особенно самой бесправной
и обездоленной его части - рабочего пролетариата,
которому мировые правители уже приготовили стойло,
назначили дешевую цену, и приготовились доить и
стричь. Да эти профсоюзы еще слабы, бедны ресурсами
и опытом борьбы. Их активисты еще немногочисленны,
солидарность слаба. Давление и запугивание "хозяев"
растет. Государство потирает руки, устранившись от
социальных своих подданных и отдав, а по сути,
продав, их на милость мирового свободного рынка. Но
они, эти профсоюзы - единственная надежда этой
страны на достойную жизнь в 21 веке! Перед нами
стоит невероятно сложная, почти нереальная задача -
противостоять многомиллиардных ресурсам ТНК,
равнодушию правительства, репрессиям хозяев. Одним
справиться практически нереально. Поэтому лозунг
времен интернационала "Пролетарии всех стран
соединяйтесь!" актуален, как никогда. Соединяться в
ресурсах, делиться опытом, участвовать в акциях
солидарности, обмениваться информацией, совместно
защищать активистов не взирая на географические,
отраслевые, национальные и другие барьеры - вот
современная стратегия организованного наемного труда
в условиях глобализации. Поймем ли, успеем ли
сделать выводы и начасть что-то делать? Ответ за
нами.
06 июня 2006 г. |
|
Петр Тардов,
рабочий Джи Эм АвтоВАЗ
(Сайт института коллективного действия
www.ikd.ru.)
|
|