Политический курс Кремля на
современном этапе и задачи левых сил
В 2005 году в экономике РФ подошла к исчерпанию
сырьевая экспортно-ориентированная модель роста,
опиравшаяся на форсированную добычу нефти и газа и
отсутствие структурных изменений в большинстве
отраслей обрабатывающей промышленности. Факторы
экономического роста 1999/2005 годов - эффект
девальвации рубля после "кириенковского" дефолта и
быстрый рост экспортной выручки за счет продажи
энергоносителей - либо сошли, как в первом случае,
либо постепенно сходят на нет. Повышение курса рубля
в 2005 году стало барьером на пути российского
несырьевого эскпорта и создало условия для перехвата
у отечественных товаропроизводителей растущего
внутреннего спроса в пользу все более дешевеющих в
рублевом исчислении импортных товаров. Именно этим и
вызвана стагнация в обрабатывающей промышленности.
Сократился в 2005 году и прирост добычи нефти, что
вызвано хроническим недофинансированием
геологоразведки, износом месторождений, слабым
обновлением основных фондов в свете "дела ЮКОСа" и
резкого роста НДПИ. В 2006 году нас ожидают, по
прогнозам подавляющего большинства экономистов, в
том числе и правительственных:
- замедление темпов экономического роста
(только за счет сырьевых отраслей и металлургии,
ориентированных на экспорт нефти, газа,
древесины, черных и цветных металлов в виде
фактически полуфабрикатов);
- рост импорта, увеличение доли импорта на
внутреннем рынке, дальнейшее падение
конкурентоспособности отечественных предприятий;
- снижением темпов роста экспорта
энергоресурсов и, соответственно, сокращение
стоимостного объема российского экспорта,
снижение профицита внешнеторгового баланса
страны с перспективой либо усиления внешней
задолженности, либо расходования на текущее
потребление средств Стабилизационного фонда;
- усиление фискального бремени: уже сейчас
налоги составляют 35% ВВП;
- отсутствие внятной политики Центробанка и
четкого тарифного регулирования со стороны
Правительства РФ. Рост инфляции, причем не за
счет курсовых разниц с долларом или евро, а в
качестве "инфляции издержек" (рост тарифов
компаний-монополистов с государственным
участием, прежде всего, энергетических);
- усиление различий в экономическом развитии
регионов;
- прогнозируемый провал широко
разрекламированных "национальных проектов": на
них хотят потратить 5 млрд. долларов в то время,
как только крупные государственные корпорации
инвестировали в свое развитие путем вывоза
средств за рубеж или покупки непрофильных
активов порядка 27 млрд. долларов;
- вывоз капитала, сохранение "оффшорного"
характера российского экономики.
Экономический кризис ведет к росту социальной
напряженности. Ответ властей - не смена
социально-экономической политики, сколько переход к
практике "концентрации ресурсов": как бы
"национализация" ведущих компаний, а на самом деле -
взятие их под контроль лицами из чиновничьего
аппарата. Переход к экономической модели
"корпоративного государства".
Те же тенденции при небольших коррективах
наблюдаются и в политике:
- подконтрольные парламенты в центре и
регионах;
- подконтрольные партии: фактически для партий
создана "партийная вертикаль";
- подконтрольные общественные объединения: ОП
в центре и на местах как формы зависимой от
Кремля "вертикали общественных объединений".
Ужесточение норм государственной регистрации
общественных объединений;
- цензура на ТВ, госканалах на радио при
сохранении отдельных "оппозиционных" печатных
СМИ с ограниченной аудиторией - либеральной
("Коммерсант", "Новая газета", "Профиль",
"Независимая газета") или патриотической
("Советская Россия, "Правда", "Завтра") -, а
также не имеющих серьезного охвата аудитории
радиостанций, вещающих на интеллигентскую
публику столиц в FM-диапазоне;
- использование в политических целях
сохранения режима личной власти церкви;
националистических настроений и организаций,
аккумулирующих и эксплуатирующих при решении
своих политических и экономических задач эти
настроения. Переход к политике физических
расправ над противниками режима;
- милитаризация общественной жизни (на
ключевые должности в госаппарат и бизнес
приходят "силовики", активно используется в
целях милитаристской пропаганды кино и
государственные СМИ, отмена отсрочек, т.н.
"патриотическое воспитание" в школах).
По примеру Потругалии позднего Салазара и Каэтану,
позднефракистской Испании, бразильского "Нового
государства" Жетулио Варгаса у нас в стране
путинский режим стремится насадить сверху модель
"корпоративного государства".
Описанные выше процессы дополняет и системный
кризис традиционной оппозиции:
- распад либеральных партий СПС, РПР,
ослабление "Яблока": финансы есть, а
электоральное влияние падает. Мечутся между
поддержкой Путина и "оранжевыми вариантами".
Отсутствие новой идеологии;
- окончательное превращение националистов и
социал-патриотов в чисто провластный проект,
используемый в тактических и стратегических
целях против левых сил и социально-протестного
движения. Трансформация "Родины" из
политического в коммерческий проект, что
демонстрирует эволюция в ее руководстве от
Скокова к Бабакову (хозяин контрольных пакетов
акций в 16 украинских облэнерго - отсюда
странная для патриота поддержка русофоба и
бандеровца Ющенко, ненависть к Чубайсу - РАО
"ЕЭС" конкурирует за энергетическую гегемонию на
украинских рынках, конфликт с Кремлем, делающем
ставку на российских олигархов и тех политков на
Украине, которые с ними связаны - Янукович,
Ахметов, Тимошенко, Медведчук), а также
конфликты "родинских" портовых олигархов типа
Южилина и Шишкарева с путинскими придворными
бизнесменами и госкомпаниями, после чего и пошло
"мочилово" этой партии сверху;
- загнивание "старых" левых партий: проспали
акции протеста из-за монетизации льгот, не
смогли переломить электоральные настроения в
регионах, зависимы от Кремля и местных властей,
все также падает численность. Схожи проблемы и у
большинства молодежных левых организаций;
- слабость марксистского крыла: не смогли
создать, несмотря на акции протеста начала 2005
г., массового движения. Идеология и
организационные формы не прояснены. "Левый
фронт" пока что является лишь декларацией о
намерениях в силу слабости организационных
структур при полном отсутствии финансового
ресурса.
Новые маневры власти ставят на повестку дня и новые
задачи для марксистских организаций и групп:
- Расширение "вширь" (поиск новых сторонников
из числа социально-активных граждан, создание
новых структур на местах) и "вглубь" (вычленение
среди этих граждан левонастроенных, т.е.
потенциальных наших сторонников/членов, работа
среди них);
- проработка нашего видения перспектив
развития страны, города и т.д., предложение
"левой альтернативы" вообще и по конкретным
проблемам;
- агитация и пропаганда. Концентрация
ресурсов. Создание общероссийских СМИ;
- политика союзов: сотрудничество с КПРФ с
целью подключения ее активистов к тем или
кампаниям протеста. Перспектива постепенного
перевода их на позиции "единых действий";
- жесткая, бескомпромиссная борьба с теми
организациями в левом и рабочем движении,
действия лидеров которых реально играют на руку
властям, уводят в сторону от эффективной борьбы
за интересы людей труда, аргументированная
критика такого рода политики, разоблачение всех
и всяческих махинаций их вождей, призыв к
честным активистам покинуть ряды: "Патриоты
России" /Соцпроф/ ВКПБ, "Родина" и т.п., что не
исключает совместных действий против власти при
условии четкого и честного выполнения вождями
этих организаций согласованной перед проведением
этих акций линии;
- критический диалог с реформистскими и
социал-либеральными силами ("Яблоко", СДПР",
аграрии, РПП и пр.). Товарищеская дискуссия,
совместные действия против "ЕдРа", режима личной
власти в центре и на местах, выработка (как и в
случае с КПРФ) совместной "программы-минимум".
|
|
Из доклада исполкома РПК
общему собранию организации
15 февраля 2006 года
|
|