Ленинград

РПК
Региональная Партия Коммунистов

(Неофициальный сайт)



Mail to Webmaster Пишите!

regpk@narod.ru

Гостевая
книга

 

Телешизофрения

Телевидение, маленький светящийся ящик, который так любили приводить в пример советские социологи, сравнивая социалистический режим с капиталистическим, наконец, победил, войдя практически в каждый дом. Его смотрят буквально все: домохозяйки, студенты, ученые, инженеры, учителя, безработные в свободное от работы или какого-либо другого занятия время. И, как отмечали и отмечают социологи, немалое время - в среднем по 2-3 часа в день, причем в выходные даже больше. Прочитав социологические исследования, читатель может узнать, как разнится этот количественный показатель от социальных, гендерных и иных характеристик индивидуума. Большей частью человек не неподвижно глядит на телеэкран, его окружают члены его семьи, родственники, друзья, с которыми он периодически делится своими впечатлениями, но иногда случается (чаще по независимым от человека обстоятельствам), просмотр может проходить и в одиночестве, тогда человек делится информацией с коллегами по работе или размышляет, сидя в транспорте, пока едет на работу. Так что же смотрит наш современник, терпеливо вглядываясь в телевизионный экран? Тут (опять же прочитав соответствующие исследования, по собственному опыту, опыту знакомых, и малознакомых людей, услышанных случайно в транспорте разговорам) мы выясняем следующее: наиболее популярны (по абсолютным показателям) следующие телевизионные "жанры": телесериалы, спорт, развлекательные передачи, новости. Разберем по порядку.

Телесериалы не зря занимают первое место, по популярности - именно женская аудитория изо дня в день смотрит "мыльные оперы", иногда по несколько сериалов сразу. Что представляют собой сериалы? Это не просто скучные, нудные повторяющиеся серии испано-американских страстей, а мощное средство воздействия: насмотревшись "мыла", женщина уходит от проблем своей собственной семьи, от объективного восприятия происходящих вокруг событий. В результате ей все равно, какая власть, что за чем стоит, какую бурду предлагают в магазине, почему такая низкая зарплата. Кроме эффекта затуманивания мозгов сериалы преследуют и цель изменения мировоззрения телезрителя: например, именно телесериалы в свое время внесли немалый вклад в проведение гибельной земельной реформы в Аргентине, в нашей же стране они непосредственным образом способствовали тому, что наступающая в начале капиталистическая действительность стала восприниматься еще более апатично - ведь в латиноамериканских странах есть много проблем, сходных с российскими (недаром в прессе еще недавно до всеобщего кризиса в Латинской Америке постоянно предлагалось развитие России по бразильско-аргентинскому пути).

Спорт. С одной стороны, спортивные состязания должны способствовать формированию спортивного образа жизни среди нашего населения. Но показываются в основном избранные команды высшего дивизиона (в большинстве наиболее популярных видах спорта) и иностранные команды. При этом внимание развивающимся командам практически не уделяется. Не показываются практически и начинающие команды. Не уделяется внимание просто оздоровительному движению. Действительно, зачем? Ведь простому россиянину гораздо проще под пиво смотреть футбол, чем самому заняться зарядкой, или молодому человеку пойти в спортивную секцию - бесплатных секций практически нет. Не говоря уже о массовой шизофрении фанатов, о которой писал еще Ортега-и-Гассет, как о преддверии фашизма.

Что же представляют собой наши развлекательные передачи, бесконечные "Окна", "Что хочет женщина?" и т.д. На бесконечно популистском уровне нашему населению вдалбливаются стереотипы, народ приучается к сплетням, раздорам, примитивному восприятию жизни. В результате опять достигается цель - увод телеаудитории в пучину животных страстей от объективного восприятия действительности.

Новости. Вроде, вполне серьезная передача. Но! Сразу бросается в глаза стремление "подложиться" под телезрителя - они ориентированы на уровень ниже даже невысокого уровня развития и уставшего после работы зрителя. Этот примитивизм царит везде. В каждом слове ведущего. Если это женщина, так она заигрывает, если мужчина, то подает информацию без всякого участия к происходящему: несмотря на должному уровню мимики в его глазах сквозит незаинтересованность, будничность к предмету разговора. Еще хуже выглядит заинтересованность: апломб, взгляд сверху, снисходительное отношение к "тупой провинции", кривые улыбки. Но какой смысл руководству выдавать свои секреты? Можно конечно рассказать о мелких нарушениях подчиненных. Можно рассказать о каких-то чудачествах европейцев, новом галстуке ВВП и т.п. На самом деле задача новостей в том, чтобы "пипл хавал", остальная информация поступает подспудно, мелкими порциями, часто по недогляду. И вся лояльна капиталу...

И, наконец, главным образом наш телезритель занят просмотром РЕКЛАМЫ. Любой: товаров, политической, идеологической. Несмотря на принятый закон о рекламе, основа любой передачи нашего коммерческого телевидения именно она. Все остальное лишь приправа к ней. Что только не делают телезрители, борясь с ней: играют в "щелкунчика", переключая каналы (не всегда помогает: часто реклама синхронизирована по всем каналам), уходят в другую комнату, им ничего не помогает: рекламу втискивают в часть телевизионного экрана, в виде телевизионной строки, в один из 25 кадров, реклама сквозит из слов ведущих, из кинофильмов. Думайте сами, решайте сами - смотреть или не смотреть!

08 марта 2004 г.   Дмитрий Пронин
("Рабочий вестник", N 68 за 2004 год)

 




Хостинг от uCoz