Ленинград

РПК
Региональная Партия Коммунистов

(Неофициальный сайт)



Mail to Webmaster Пишите!

regpk@narod.ru

 

Памятка правозащитнику по проблемам уплотнительной застройки

Что происходит?

В Санкт-Петербурге нарушается конституционное право населения городов и поселков, входящих в состав субъекта Федерации Санкт-Петербург, на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения.

В соответствии со 130 статьей Конституции РФ оно осуществляется непосредственно самим населением поселения или населением через органы местного самоуправления.

Перечень вопросов местного значения устанавливается федеральными законами, действующими на всей территории России, и только федеральный законодатель может вносить изменения в этот перечень.

Конституция России 133 статьей запрещает ограничение прав местного самоуправления и гарантирует ему право на судебную защиту.

Федеральный законодатель, и только он, устанавливает федеральными законами перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации и перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью своих полномочий соответствующие органы государственной власти, соответствующими законами, могут наделять органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения и отдельные переданные полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации составляют предметы ведения местного самоуправления конкретного муниципального образования в конкретном субъекте Российской Федерации.

Всем субъектам Российской Федерации (а не только Москве и Санкт-Петербургу) предоставлено право, законом, разграничивать предметы ведения местного самоуправления, объекты муниципальной собственности и источники доходов местных бюджетов между муниципальными образованиями разного уровня, в случае нахождения в границах территории одного большого муниципального образования других муниципальных образований. Органы государственной власти Санкт-Петербурга не наделены федеральным законодательством полномочиями по предметам ведения местного самоуправления, по распоряжению объектами муниципальной собственности и присвоению источников доходов местных бюджетов, они их только определяют.

Разграничение предметов ведения местного самоуправления, объектов муниципальной собственности и источников доходов местных бюджетов между внутригородскими муниципальными образованиями разного уровня, во всех остальных городах Российской Федерации, осуществляется уставами муниципальных образований городов. Муниципальные функции органам государственной власти не передаются.

Эти предметы ведения местного самоуправления закрепляются в Уставе муниципального образования полномочиями органов и должностных лиц местного самоуправления.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 6 ФЗ МСУ) к вопросам местного значения, в том числе, отнесено:

  • владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
  • регулирование планировки и застройки территорий муниципального образования;
  • контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 23 ГсК РФ) также относит к предметам ведения местного самоуправления в области градостроительства:

  • принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;
  • утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий;
  • выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости....

Эти и другие установленные законом предметы ведения местного самоуправления в области градостроительства, в случае нахождения в границах территории одного муниципального образования других муниципальных образований, также должны разграничиваться между муниципальными образованиями разного уровня законом Санкт-Петербурга.

В настоящее время в Санкт-Петербурге отсутствует основание для разграничения предметов ведения местного самоуправления в области градостроительства, в связи с отсутствием субъектов права, между которыми разграничение должно осуществляться.

Исключение относится только к правилам землепользования и застройки города Санкт-Петербурга, которые в соответствии с 83 статьей Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) утверждаются и изменяются законом Санкт-Петербурга, а не постановлениями всех 82 муниципальных образований, входящих в границы поселения Санкт-Петербург.

На остальные 29 муниципальные образования, города и поселки расположенные на территории субъекта Федерации города федерального значения Санкт-Петербург, эта норма закона не распространяется, так как они не входят в границы поселения Санкт-Петербург.

Вопрос "уплотнительной застройки" - это вопрос комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования. Не органы государственной власти, а население муниципального образования самостоятельно и под свою ответственность, непосредственно или через органы местного самоуправления осуществляет градостроительную деятельность с соблюдением государственных, общественных и частных интересов в этой области.

В соответствии с действующим законодательством создание, использование, реконструкция и любые иные изменения недвижимости (п. 6 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации) должны соответствовать утвержденной градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам и правилам застройки. В случае, если градостроительная деятельность противоречит общественным интересам, такая деятельность может быть прекращена (п. 2 ст. 3 ГсК РФ) и ограничена, если она препятствует реализации прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости (п. 3 ст. 3 ГсК РФ).

При "уплотнительной застройке" происходит изменение недвижимости - земельных участков без проверки на соответствие этих изменений утвержденной градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам и правилам застройки.

В Санкт-Петербурге отсутствует градостроительная документация о застройке территории городских и сельских поселений (п. 4 ст. 28 ГсК РФ).

Отсутствуют проекты межевания территорий муниципальных образований (ст. 59 ГсК РФ):

  • нет текстовых и графических описаний границ земельных участков в нормативных размерах для существующих зданий и сооружений, согласованных с их собственниками и с собственниками сопредельных земельных участков;
  • эти границы земельных участков не установлены и не утверждены властным органом, под юрисдикцией которого находится данная территория муниципального образования.

Следовательно, нет оснований для формирования земельных участков и их учета в земельном кадастре, нет оснований для установления границ земельных участков на местности, нет оснований для регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав, так как нет объекта недвижимости подлежащего регистрации.

В соответствии с 263 статьей Гражданского кодекса Российской Федерации право возведения здания или сооружения возникает только у собственника земельного участка. Любое недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, в соответствии с 222 статьей Гражданского кодекса Российской Федерации, является самовольной постройкой.

Предоставление органами государственной власти Санкт-Петербурга "пятен" под "уплотнительную застройку" противоречит федеральному законодательству и является расхищением публичной собственности населения муниципального образования.

В Санкт-Петербурге сложилась следующая практика:

  1. Произвольно, без утверждения проекта межевания квартала, формируются земельные участки под застройку, с включением в эти земельные участки земель общего пользования, земельных участков ЖСК, дворовых территорий существующих муниципальных многоквартирных жилых домов.
  2. Не осуществляется регистрация права собственности в Едином государственном реестре прав таким образом сформированных земельных участков.
  3. Не выдается разрешение на строительство ни органами местного самоуправления, ни органами государственной власти Санкт-Петербурга;
  4. Экспертиза проектной документации осуществляется по отдельным разделам и на основании экспертизы первого из них (например, экспертизы фундамента) Управлением государственного архитектурно-строительного надзора без разрешения на строительство выдается разрешение на строительно-монтажные работы.
  5. Функцию утвержденной градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений и одновременно правил землепользования и застройки выполняет градостроительный регламент земельного участка, утверждаемый Председателем комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга.
  6. Согласования инвестиционных предложений органами государственной власти Санкт-Петербурга осуществляются на основании различных Концепций развития территорий, одобренных совещательным органом при губернаторе Санкт-Петербурга - Правительством Санкт-Петербурга, но никем не утвержденных.

Предоставление земельных участков для строительства без государственной экологической экспертизы изменений в градостроительную документацию нарушает принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности (ст. 3 ФЗ "Об экологической экспертизе"), существенно нарушает права граждан, гарантированные им Конституцией РФ и охраняемые федеральными законами:

  1. Отсутствие информирования населения о разработке внесения изменений в градостроительную документацию, ее обсуждения, учета предложений граждан и их объединений об использовании и о застройке территорий муниципального округа, а также утверждения и публикации означает, что отсутствует предусмотренный законом государственный и общественный контроль за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве, следовательно нарушается право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, гарантированное 42 статьей Конституции Российской Федерации и защищаемое ст. ст. 7 и 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 8.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  2. Ограничивается участие граждан в осуществлении градостроительной деятельности, в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности, от них скрывают достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях, которые могут создать опасность для здоровья граждан, чем нарушают их право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, гарантированное 42 статьей Конституции Российской Федерации и защищаемое ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 8.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации.
  3. Осуществление хозяйственной деятельности без градостроительной документации, прошедшей в установленном порядке проверку на соответствие ее государственным градостроительным нормативам и правилам, экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, нарушает право граждан на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации, обеспечение которого гарантировано статьей 27 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и защищаются ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 11, 12 ГК РФ защита нарушенных прав в суде может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре, признания недействительным акта государственного органа, неприменения судом акта государственного органа, противоречащего закону.

Что делать?

Создание инициативной группы (искать профессионалов).

Работа с депутатами Муниципального Совета, Законодательного Собрания и Государственной Думы (финансовая поддержка, профессиональная помощь, получение информации, лоббирование внесения изменений в законы и обращений в Уставный суд).

Работа с общественными организациями и политическими партиями (финансовая поддержка, профессиональная помощь, союзники в судах, лоббирование внесения изменений в законы).

Обращения в исполнительные органы государственной власти федерального уровня (получение информации и доказательств для прокуратуры и суда, способ административного давления на нарушителей закона в органах власти Санкт-Петербурга).

Обращения в органы государственной власти Санкт-Петербурга (получение информации и оснований для обращения в суд).

Обращения в прокуратуру (получение информации и оснований для обращения в суд, инициирование вынесение протестов прокурора).

Обращения к Президенту и Полномочному представителю Президента (способ административного давления на нарушителей закона в органах власти Санкт-Петербурга).

Обращения в суды (защита конституционных прав с перспективой обращения в Конституционный Суд РФ)

01 марта 2004 г.   Председатель Совета СПб ОО
"Общество защиты Крестовского острова"
А.Ф.Бабийчук

 




Хостинг от uCoz